Обалдеть.

Александр Кукаров: литературный дневник

Ян Ассманн (Поиск бога в Древнем Египте): "В египетском языке не было слова для обозначения всеобъемлющего, абстрактного горизонта тотальности, описываемого нашими понятиями “космос”, “мир” и “реальность”, точно так же, как в нем не было слова для обозначения “времени” или “пространства”. Вместо этого мы сталкиваемся не с концепцией, а с созвездием/констелляцией (constellation): не (просто) концепций, но (также) богов."


Во время своего последнего выхода из ретрита Уоллес со страшной силой анализировал науку и, в частности, говорил о том, что физики-теоретики пришли к выводу о не фундаментальности таких понятий, как пространство и время. Интересно, они хоть в какой-то мере живут в такой реальности, без пространства-времени, или только "формулы чертят"? Сюда стоит добавить, что относительно недавно С. Алексанлров, работающий во Франции физик-теоретик, специалист по теории струн, буддист опубликовал книгу "Буддизм глазами физика", в которой он помимо прочего сравнил структуры теорфизики и буддизма. Их общность он увидел в том, что при переходе от одного уровня реальности/опыта на другой может произойти отказ от базовых понятий предыдущего уровня. Он отметил, что современные теоретики отказываются от пространства и времени.


И далее у Ассманна: "Для древних египтян жизнь была высшей реальностью, а не бытием, как в греческой философии, и не освобождением от цикла перерождений и завесы Майя, как в индийской философии. Вместо вечности бытия была непрерывность жизни, в которой человечество играло свою роль и получало свою долю; спасение, которое было ... осуществлено как ритуал."



4.05.24. Отклики на книгу Я. Ассманна (1938 - 2024) The Search for God in Ancient Egypt, вышедшую на немецком в 1984 и на английском в 2001 с предисловием только к немецкому изданию, в подавляющем большинстве хвалебны. Например: "Поиски бога в Древнем Египте" - выдающийся труд, раскрывающий сложность и специфику древнеегипетской религии. Он позволяет читателю в полной мере понять скрытую теологию политеизма и явную теологию божественного начала. Этот превосходный перевод будет полезен в течение многих лет."



Другие статьи в литературном дневнике: