Царский Ка.

Александр Кукаров: литературный дневник

Эта запись продолжает предыдущую в плане значимости рук в образах, как Далай Ламы, так и Солнца фараона Эхнатона (см. автокомментарий к статье «Критика встреч западных учёных с Далай Ламой», проект 4), т.к. древнеегипетский иероглиф Ка – это поднятые вверх две руки (как перевёрнутая буква П, на концах её ножек - две кисти рук). На древнеегипетской статуе человека Ка изображается двумя поднятыми вверх руками от его шеи (ср. автокомментарий). В записи от 17.08.24 «Царская власть и боги» я писал о том, что египтяне обожествляли фараонов. Оказывается в основе этого обожествления лежал культ царского Ка, или "жизненной силы", наиболее божественного аспекта личности царя.Древние египтяне верили, что у богов может быть много Ка (анлог множества рук?). Я спросил у ИИ, что известно о царском Ка и вот, что он мне ответил (*)


Аннотация.
Эти исследования показывают, что царский Ка в Древнем Египте был жизненной силой и божественным проявлением бога Амона-Ра, направлявшим и защищавшим царя, и обновлялся во время ежегодного фестиваля Опет.


Проанализировано 4 статьи


Вступление


Концепция "царского ка" в Древнем Египте является важным аспектом их религиозных и культурных верований. "Ка" часто описывается как жизненная сила или духовный двойник, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и в загробном мире. Эта концепция была особенно важна для египетских царей, которые считались божественными существами.


Ключевые идеи
Природа Ка:


ка - это не политический или мистический орган, а жизненная сила человека, направляющая и защищающая его на протяжении всей жизни. Ка рождается вместе с человеком и присоединяется к нему в загробной жизни 1. Ка существовало не только у королей; у простых людей также было свое собственное ка, которое влияло на различные аспекты их жизни 1.


Царский Ка и Божественность:


Египетский фараон считался божественным, его часто называли богом или божественным существом. Считалось, что этой божественностью обладает "живое царственное ка", божественное проявление бога Амона-Ра, которое нисходит на царя во время коронации и ежегодно обновляется 3. Концепция царского ка использовалась для легитимизации царствования иностранных правителей, таких как Дарий I и Александр Македонский, путем провозглашения их владеющими живым царским ка 3.


Историческое и религиозное значение:


Джебель-Баркал (Jebel Barkal) считался резиденцией изначального аспекта Амона и местом рождения царственного ка. Это поверье повлияло на строительство Луксорского храма как ритуальной замены храма Амона в Напате, что позволило царям воссоединиться со своим царственным ка.2. Понятие и культ ка, вероятно, возникли в Нижнем Египте, где оседлые земледельцы развили культ мертвых из-за своей близости к умершим предкам4.


Вывод


Царский ка в Древнем Египте был жизненной силой, которая сопровождала царя на протяжении всей жизни и в загробном мире, символизируя его божественную природу. Эта концепция была центральной для легитимности и божественности фараонов, влияла на религиозные практики и строительство храмов. ка был не только царским атрибутом, но и направляющей силой для простых людей, что отражало его широкое значение в египетской культуре.



1 Hans Rosenberg, Bureaucracy, Aristocracy, and Autocracy – The Prussian Experience 1660–1815 . (= Harvard Historical Monographs, XXXIV). Cambridge, Mass., 1958). ix + 247 pp.
2 Jebel Barkal
3 THE DIVINITY OF THE PHARAOH IN GREEK SOURCES
4 Notices of Recent Publications
5 Die Ka-Anlage Pepis I. in Bubastis im Kontext k;niglicher Ka-Anlagen des Alten Reiches
6 The Ancient Egyptian Pyramid Texts
7 ENLIVENING THE BODY: COLOR AND STONE STATUES IN OLD KINGDOM EGYPT
8 Identifications of ancient Egyptian royal mummies from the 18th Dynasty reconsidered.
9 A Brief Analysis of the Concept of "Ka" in Ancient Egyptian Religion
10 The Egyptian 1st Dynasty Royal Cemetery



(*) Где-то в предыдущих записях я писал о докторской диссертации Большакова 1996 г. (завотделом Древнего Востока Эрмитажа, СПб), посвященной древнеегипетской концепции Ка простых смертных, т.е. не царскому Ка, в конце которой он писал, что библиография вопроса столь обширна, что не обозрима одним человеком и поэтому для полного его освещения нужна группа учёных. В 1996 г. он и помыслить не мог о том, что научную литературу может анализировать ИИ. По моему запросу о царском Ка ИИ проанализировал только 4 статьи, мне на данный момент этого более чем достаточно.


6.09.24. Интересно, что в одном из самоописаний фараон Нового Царства характеризует себя, как «фараон - дыхание жизни, которое оживляет всех людей, когда он озаряет их своим сиянием». Так же описывает его и один из его подданных, оставивший после себя литературное произведение, дошедшее до наших дней: «его повелитель обладал способностью обеспечивать своего слугу воздухом, необходимым для дыхания». Кроме этого, он мог давать дыхание бездыханным. С другой стороны, на некоторых храмовых барельефах божество дает дыхание жизни фараону. Это всё можно понимать, как пропагандистское преувеличение, но в то же время Ка, как жизненная сила, конечно, должна быть теснейшим образом связана с дыханием. И тогда фараону сам Ра велел давать и отнимать дыхание жизни у своих подданных. Однако, с третьей стороны, если бы фараон в совершенстве владел этой гипотетической способностью, то у него не было бы врагов по крайней мере внутри страны...



Другие статьи в литературном дневнике: