Древнеегипетский загробный мир по А. О. БольшаковуФиксирую здесь удивительное для меня мнение А.О. Большакова о «загробном мире» Древнего Египта. Имеется в виду ранний его период, конечно. Общеизвестно, какие колоссальные ресурсы вкладывали древние египтяне в то, чтобы обеспечить себе достойную «жизнь» после смерти, но! Как поясняет А.О. Большаков в своей докторской, это словосочетание в кавычках потому, что такого мира у них в некотором смысле не было. В своей статье о ка в оксфордской энциклопедии он поясняет это предельно кратко. Под изображениями имеются в виду барельефы внутри не-царских гробниц, которые мог «видеть» только умерший, а ка – это двойник человека, который живёт после его смерти. «В частной гробнице Древнего Царства эти изображения создали для ка целый мир. Это точная, хотя и неполная копия земного мира: изображены только люди и предметы, необходимые владельцу (при жизни – примечание моё, А.К.). Являясь воспроизведением повседневной жизни этот «двойной мир» на удивление реален; здесь не представлено ничего сверхъестественного, включая богов. Каждая могила образовывала свой собственный Двойной мир, и их совокупность не сливалась в общий мир». Вот это не слияние «двойных миров» частных гробниц в один «иной мир» для всех покойников и есть его отсутствие в Древнем Египте. Насколько я понимаю, это можно интерпретировать на материале современной аномалистики примерно так: гуляющие по этому миру привидения, выходящие из могил вампиры, а потом возвращающиеся в них, о которых много писал М. Б. Герштейн, это всё хорошо, но не единый «загробный мир»… Ка тех народных масс Древнего Египта, у которых не было гробниц с их «двойным миром» и которых родственники регулярно не «подкармливали», наверное, тихо угасали … в этом мире… 2.10.24. А.О.Большаков: "Интересную параллель этому дают воззрения спиритов. По словам английского спирита Оливера Лоджа, дух его покойного сына Рэймонда так объяснял сущность своего мира: «Все, что необходимо для человека, все, что человек в каком-то смысле делает своим собственным, имеет эфирный дубликат. Возьмем к примеру стул. Вероятно, стул, который вы видите дома, ваш материальный стул, и стул, который видим мы, то есть ваш стул на нашей стороне, эфирный стул, -- это фактически одно и то же… Вы можете создать эфирное тело какой-либо вещи - пианино, часов, стола, - желая и стремясь иметь его при себе. Вы наделяете его эфирной жизнью, вы создаете модель, мысленную модель, которая придает ему эфирную форму. Ваша мысль о предмете творит своего рода форму, в которую отливается эфир» . «Люди стараются создавать…] здесь вещи, которые им нужны. Недавно здесь появился один малый, которому была просто необходима сигара… Он думал, что её будет никак не изготовить, но здесь есть лаборатории, и в них производят самые разные вещи… Это не совсем то же, что на земле, однако для него все-таки удалось сделать нечто похожее на, сигару» . Эти представления, так остроумно спародированные Дж. Джеромом в «Пирушке с привидениями», наиболее ярко отражены в послании от духа покойного химика Лестера Колтмэна. В его рассказе реализм доходит до полного абсурда: «Моя работа продолжается здесь в том же направлении, что началась на земле, и для того, чтобы проводить свои исследования, я часто прихожу в лабораторию, имеющую замечательно полный набор оборудования для проведения экспериментов. У меня свой просто восхитительный дом с библиотекой, включающей справочную литературу - историческую, естественнонаучную, медицинскую, - а также самые разные книги… У меня есть музыкальная комната со всевозможными инструментами. У меня есть картины исключительной красоты и замечательная обстановка… Из моих окон видны очень красивые холмистые окрестности, а невдалеке находится дом, где в счастливом согласии живут многие добрые друзья из моей лаборатории» . Отличие здесь только в терминах: достаточно заменить «эфирное тело» на k3, и мы получим почти точную картину египетского мира-Двойника. Такое удивительное сходство представлений, разделенных почти пятью тысячами лет, имеет типологический характер. Спириты отводили богу в системе своих представлений ничтожную роль, интересуясь главным образом общением с духами мертвых, и хотя они могли быть ортодоксальными христианами, творец оставался в отдалении от вечной жизни, как они ее себе представляли («Спиритизм система идей и знаний, которая может быть примирена с любой религией… Спиритизм сам по себе удовлетворяет все потребности человека…» ). Египтян Старого царства также не включали богов в свой мир-Двойник, который таким образом оказывался сугубо реалистическим. Хоть всякий загробный мир обычно строится по образу мира земного, который лишь улучшается в соответствии с теми или иными идеалами, присутствие в нем бога или богов не позволяет ему быть копией точной, так как близость божества сама по себе существенно изменяет положение мертвого и вовлекает его в такие взаимосвязи, в которые при жизни он включен не был. В отсутствие божественного, как у египтян или спиритов, иной мир может быть гораздо более точной копией реальности, ибо в нем существует все то же самое, что в мире земном, и все интересы его обитателя равны его прижизненным интересам." 3.10.24. Замечательная особенность работы А.О. Большакова состоит в том, что он кратко проследил судьбу «загробного мира» Ка или к3 на протяжении всей трехтысячелетней истории Древнего Египта. В результате наряду с «загробным миром» Ка появляется мир Ба (b3), Ба обычно понимается, как египетский аналог души, которая, по мнению некоторых египтологов, в начале была только у царей и богов (чему есть аналог в некоторых неоиндуистских воззрениях – душа есть не у всех людей, только у святых и великих царей). Средства создания/проявления мира Ба находятся не в часовне некрополя, как миров Ка, а в погребальной камере. Согласно Берлеву, с которым солидаризируется Большаков, (ранний) мир египетской души обладает тремя основными характеристиками: «локализация» в погребальной камере, трансцендентность и способ фиксации текстами, а не изображениями. Тексты Саркофагов как раз о мире Ба, который не для одного человека, а для всех людей, но по образцу древнеегипетского государства. Оказывается, «загробный мир» Ка умер уже в Новом Царстве, уступив миру Ба, но «элементы его - изображения -- пронизывают мир b3 и создают пестрый и страшно запутанный загробный мир Позднего времени, столь разительно отличающийся от того, что мы обнаруживаем в более ранние периоды». Акх (3h) не появился… © Copyright: Александр Кукаров, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|