Гелугпа основа теократии Тибета.

Александр Кукаров: литературный дневник

Читаю книгу д.с.н., профессора СПбГу Е.А. Островской-младшей об истории тибетского буддизма (VI – XVII вв.) и радуюсь. Я и раньше знал, что глава Гелугпы получил титул далай-ламы в XVI в. от монгольского хана, но не знал такие интересные нюансы этого эпизода.


«…прежняя автохтонная концепция сакральной природы власти Всемонгольских ханов оказалась не способной в новых условиях этнополитической территориальной раздробленности идеологически объединить Монголию. в этом контексте попытки правителя тумэтских монголов Алтан-хана установить автономные дипломатические отношения с Китаем и одновременный поиск нового идеологического инструмента легитимации политической власти в пределах всей Монголии свидетельствовали об отмирании автохтонной идеологии Всемонгольской империи.
Вместе с тем надо учитывать и то обстоятельство, что ко времени встречи Алтан-хана с Соднам Чжамцо школа Гелугпа была еще весьма далека от позиций господствующей религиозной традиции, а власть самого Алтан-хана распространялась лишь на территорию Южной Монголии. В 1578 г. Соднам Чжамцо прибыл в ставку Алтан-хана, находившуюся в построенном им городе Хух-Хото. По форме приема встреча имела дипломатический характер, но по сути она представляла собой визит главы молодой тибетской буддийской школы к региональному монгольскому правителю, и не более того. В тибетской историографии ей придается особая значимость ввиду того, что результатом визита Соднам Чжамцо в Южную Монголию стало появление принципиально нового буддийского титула - далай-лама.
В названии этого титула, дарованного Алтан-ханом главе школы гелугпа, семантически обыгрывалось имя Соднам Чжамцо: по-тибетски чжамцо буквально означает «океан», что соответствует монгольскому далай. Титул «Далай-лама» фиксировал новый наивысший статус - «Великий учитель», закрепляющийся за всеми последующими «перерожденцами» главы школы Гелугпа, а следовательно, мог быть ретроспективно распространен и на Гедундуба, очередным человеческим воплощением которого и выступал Соднам Чжамцо. Соднам Чжамцо не остался в долгу - он, в свою очередь, одарил Алтан-хана титулом чакравартина - буддийского вселенского правителя.»


В успешной религиозной экспансии Герукпы в Тибете того времени нтересен и такой момент: ставка в её образовательной системе, которая (буддийское образование в принципе) была основой социорелигиозной иерархии статусов у всех школ тибетского буддизма (элита должна быть образованной, а не только богатой), не на аристократию, происхождение, а на … меритократию. Править должны умные и добродетельные, а не только богатые и родовитые.


«Неуклонный рост авторитета школы Гелугпа в среде простого населения никоим образом не обусловливался появлением у ее главы титула далай-ламы. Основой ее популярности у большинства тибетского населения служил меритократический принцип продвижения по ступеням социорелигиозной иерархии, отсутствовавшей в прочих школах. Именно это и послужило залогом политического успеха религиозного главы школы Гелугпа, утвердившегося в XVII в. в качестве теократического правителя Тибета. Концепция буддийского теократического управления государством, во главе которого стоит Далай-лама, религиозный глава школы Гелугпа, была сформулирована именно в этот период. Однако само превращение религиозного главы школы Гелугпа в политического главу всего Тибета было опосредовано последовательной цепочкой событий.»


Здесь же о появлении титула панчен ламы, второго по рангу ламы в Гелугпе после Далай Ламы (сейчас их двое, конфликт для этой школы). Глава школы Гелугпа был перерожденцем, тулку и до введения титула далай лам, поэтому после смерти третьего иерарха школы, первого ДЛ, возникла проблема поиска его инкарнации, которая была найдена не в Тибете, а в Монголии местными буддистами через год после смерти 1-ого ДЛ. Позже этот монгольский юноша был признан перерождением 1-ого ДЛ и тибетскими буддистами и стал главой Гелугпы. Он ввёл титул панчен ламы следующим образом.


«Его направили на обучение в Брайбун, а личным духовным наставником нового тулку сделался глава монастыря Ташилунпо - Лобсан Чойчжи Чжалцан (1570-1662). в знак почитания и преданности йондан Чжамцо даровал своему духовному наставнику титул панчен-лама, что буквально означает «Великий ученый лама». как и в случае с появлением титула «Далай-лама», концепция титула «Панчен-лама» в традиции Гелугпа была разработана позднее - только в XVII в. Всех последующих настоятелей Ташилунпо в дальнейшем стали рассматривать как «перерожденцев» ближайшего ученика Цзонхавы - Кхайдуба (1385-1438), прославившегося своими глубокими познаниями в буддийской доктрине и сочинениями по проблемам логики. Кхайдуб ретроспективно был признан первым Панчен-ламой в цепочке «перерожденцев», а сама эта цепочка была возведена к персонажу буддийского пантеона - Будде Амитабхе»



Другие статьи в литературном дневнике: