Старые песни о главном.

Александр Кукаров: литературный дневник

В продолжение записей от 29.02.24 «Я тащусь» и 3.09.24 «Царский Ка». Ян Ассманн (1938-2024) - крупный историк древнего евро-мира, в 2018 г. возведенный сетевым сообществом в лауреаты Нобелевской премии по истории, с чем согласился российский египтолог И. Ладынин во вводной статье к его книге «Политическая теология между Египтом и Израилем» (2022). Ассман в ней попытался провести аналогию между фараонами и христианскими монархами, что Ладынин резко раскритиковал, т.к., по его мнению, божественность фараонов определялась их ритуальной деятельностью по поддержанию порядка в обществе и Природе, чем европейские монархи не занимались. Порядок в обществе они поддерживали не ритуально, а законодательно, а на порядок в Природе не претендовали. Не говоря уже о том, что если египтяне могли себе представить фараонов, как многочисленных сыновей бога солнца, то христиане своих монархов – никакими силами, т.к. у христианского творца мира был только один сын.


И тем не менее.


Я бы не стал читать работу египтолога Л. Белла «The New Kingdom «divine» Temple: the example of Luxor.// Temples of ancient Egypt. Ed. by Shafer, Byron E.1997 г), если бы на нее не сослалась оксфордская энциклопедия по Древнему Египту в статье о царских ритуалах. Если при коронации царь соединяется с божественным, то, собственно говоря, как именно это происходило, согласно, конечно, мнению элит древних египтян? Белл «озвучил» египетский ответ, который воспроизвела оксфордская энциклопедия: посредством царского ка.


При этом, что важно и что возвращает к идее Ассмана, но уже не на уровне выполнения ритуалов, а на уровне так сказать жизненной силы, Белл пишет: «Египетская теория божественного правления имеет много этнографических параллелей. В частности, она имеет поразительное сходство с правовой доктриной средневековой Европы о двух телах короля. Европейцы столкнулись с проблемами абсолютной монархии и легитимного статуса отдельных правителей. Их разработанная и публично провозглашенная доктрина помогала сгладить переходы в правлении, утверждая, что кончина короля не означает смерти королевской власти. Каждый король обладал в одно и то же время как смертным, подверженным ошибкам естественным телом, так и бессмертным, нетленным и совершенным сверхъестественным телом, или corpus mysticum - нематериальной, мистической должностью или персоной (корпоративным телом), которая переживала смерть естественного тела. Эта persona mystica европейских монархов увековечивала бессмертную царскую власть, как и царская ка египетских царей.

Царский ка был бессмертным творческим духом божественной царской власти, формой коллективного ка Творца. Ка конкретного царя было лишь частным случаем или фрагментом царского ка. Отдельные цари были в основе своей взаимозаменяемы, даже идентичны.»


Самоочевидно, что в наше время монархии существуют почти только символически, но государства, госвласть остались и вряд ли ТНК их заменят... Для европейского средневековья и до чуть ли не середины ХХ в. монархии были реальностью. О двух телах короля подробно узнаем из книги Канторовича Э.Х. «Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии» (Издание 2-е, Институт Гайдара, 2015).


P.S. К этому можно добавить историю возникновения царской власти в Тибете (см., например, небольшую книгу д.с.н. Е.А. Островской "Тибетский буддизм", dostoevskiyfyodor.ru/budda/...). С институциональной точки зрения, тибетский буддизм и христианство - это религии, которых не было бы (в известном сейчас виде) без господдержки. Первый насаждался пробуддийскими царями и аристократией (ср. православие на Руси; также в обоих случаях внедрение письменной традиции в дописьменное общество). Это привело к тому, что Тибет стал теократией и исчез с политической карты региона. Кроме этого, по-видимому, есть и параллель в высшем религиозном опыте...
В том, что касется этой небольшой книги Е.А. Островской, то это параграф её докторской диссертации "Институциализация религиозной модели общества". В альтернативной интерпретации мировых религий это социологическое описание хода контакта, укоренения (институицализации) ориентированных на "инопланетян" сообществ в окружающих социумах.


15.09.24. Bell,из примечаний: "Мое собственное продолжающееся исследование этого вопроса, обсуждаемое ниже, показывает, что каждая основная семейная линия может быть прослежена до собственного ка, или мифического родоначальника. Термин "ка" (k3) происходит от того же корня, что и слова, обозначающие "бык" (k3), "вульва" (k3t) и "пища" (k3w), и переводится как "порождающая, репродуктивная или поддерживающая жизнь сила" (имеется в виду коллективная плодовитость и жизнеспособность из расширенной семьи или клана на протяжении веков) подходит для большинства контекстов."


60 лет спустя О. Большаков, завотделом Древнего Востока Эрмитажа, СПБ, в конце своей докторской о ка простых смертных писал о том, что всестороннее расмотрение темы одним человеком сейчас невозможно из-за обилия литературы, т.е. быка с вульвой и пищей Белла не достаточно...


"Следует также отметить здесь, ято личное ка никогда не изображается как индивидуальный дух-защитник, в то время как божественное или царственное ка может быть изображено таким образом и персонифицировано путем добавления имени." Под личным ка имеется в виду ка простых смертных...


"У каждого египтянина было свое ка, поэтому царское ка было лишь частным проявлением общего ка-устройства. Идея божественного царствования и ее обоснование, по-видимому, возникли из древнеегипетской системы родства или родословных линий. Смотрите раздел "Божественная царская власть и царская Ка" ниже."



Другие статьи в литературном дневнике: