Плавно переходим к Хеке.Моя идея о том, что не было древнеегипетского, как и ветхозаветного творения мира, а было его восприятие, конечно же, противоречит магизму древнеегипетской религии. От Восприятия плавно переходим к Хеке (недостаточк воспринят, теперь надо чем-то его исправлять) – изначальной силе магии, которая была до сотворения мира (в явном виде Хеки, конечно, нет в гелиопольском мифе, это более поздняя инновация) и которой творец его как бы творил, а также благодаря которой фараон может поддерживать Маат, т.е. собственно быть фараоном. Для представления об обожествлении фараонов Хека – важная тема. Уже Ветхий Завет сообщает, какими могучими были древнеегипетские жрецы, но пророк Моисей их, конечно, всех победил. Соответственно, вопрос: когда в древнеегипетских источниках Хека появилась, как космогоническая сила, т.е. когда и как древнеегипетские жрецы спроецировали свои амбиции на весь космос. Хоть что-нибудь хоть когда-нибудь они реально материализовали, сотворили «из ничего», «из вакуума» или всё магически переносилось из ближайшего «склада»? Опорная точка здесь проект о чудесах маслоосаждений и две гипотезы о механизме появления масел/веществ на священных образах. Гипотеза группы П.В. Флоренского, извлеченная из одного случая: подсолнечное масло на образах в квартире Жучковой появилось из вакуума. Соответственно, тогда и древнеегипетские жрецы, как и все другие маги, не понтовались, а реально «из ничего», из вакуума извлекали, что могли. Вторая гипотеза, предложенная в т.ч. и мной: перенос оттуда, где это уже в том или ином смысле есть. Если это верно, то проекция амбиций древнеегипетских жрецов на космос – это просто понты. И моя идея о восприятии вместо творения = норм.
Ученые в известных рамках хорошо понимают эту связь. Рамки очерчиваются реанимацией, хирургией, нейрохирургией, аллопатической медициной в целом. Сколько бы ламы со священниками ни хвастались глубинами своего понимания ума и его связи с телом, но аналогичные структуры они не способны создать. Но для альтернативного понимания древнеегипетской Хеки мало связи тела и ума, надо эту силу распространить за пределы тела. Тут уже учёные ну совершеннейшие не копенгагены, нт.к. для них нет ни психокинеза, ни левитации, ни телепортации и т.д. Христианские священники, наверное, скажут, что экстрасенсам в соответствующих их подвигах не обойтись без помощи бесов с демонами, а их святым помогает, разумеется, святой дух. Ури Геллер, человек-полтергейст, например, говорил, что свои сверхспособности он получил от некоего Существа. В общем тут есть над чем подумать для альтернативной интерпретации, т.к. Хека – это важно для понимания функциональности фараонов.
Из более ранних попыток понять египетскую магию в ее собственной терминологии Ритнер среди прочих отмечает работу te Velde 1970 "The god Heka in egyptian theology". Сила, трясущая землю, конечно, напоминает землетрясение. Вряд ли египетские маги могли его вызывать, т.к. тогда у древних египтян было бы сейсмическое оружие и об этом должны были бы остаться исторические записи. В буддийских сутрах есть эпизод, когда к Будде Шакьямуни пришли через чур шумные оппоненты, которые продолжали шуметь и уйдя от него на месте своей стоянки. В связи с чем один из его великих учеников-архатов устроил им там локальное землетряесние, которое их испугало и они утихомирились. Локальное землетрясение он устроили провертев в песке ямку большим пальцем руки. Такую ямку может провертеть кто угодно, но при этом у кого угодно нет концентрации ученика-архата Будды Шакьямуни. Интересно, что один из эпиграфов первой главы книги Ритнера о механике египетской магии показывает признании Талмудом ее силы, цитата из него:"В мир пришли десять магических мер. Египет получил девять из них, а остальной мир - одну меру".
В гелиопольском мифе Хеки нет, а есть воссуществование Хепри. В традиционной интерпретации это активация творца по неизвестной причине, в альтернативной - приход в сознание Хепри, в процессе которого он воспринимает Землю и т.д. В этом миеф есть момент открытия рта Хепри и выхождения из него множества воссуществований, который я не могу альтернативно интерпретировать по аналогии с Шестодневом, как узнавание, т.к. для гелиопольскоого мифа предлагаю не зрительную, а ППТ-модальность. Ну вот что делать с традиционным Хекой, как силой творящего мир слова? Конечно, много зависит от переводов… © Copyright: Александр Кукаров, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|