Почти явный баттл вокруг Хеки, магии.В предыдущей записи я писал о том, что в докторской диссертации В.В. Жданова (2017 г.), посвященной теокосмогоническим мифам Древнего Египта, нет магии, Хеки, как космогонической силы. С прагматической точки зрения, эта позиция мне понятна, т.к. у меня нет сомнений, что если бы Жданов «спутался» с магией в древнеегипетской теокосмогонии, то докторская степень ему бы не светила ни в этой жизни, ни в следующей. Однако, только прагматических соображений мало. Для Ритнера (диссер 1987 - книга 1993) магия пронизывает древнеегипетский мир от космоса до повседневности. Однако, единожды, в примечании он пишет, что те Вельде в исследовании бога Хеки в 1970 г. относился к магии, как К. Леви-Стросс, как к искусственному единству, существующему только в умах современных учёных. В той записи я решил не упоминать об этом, а сначала прочитать статью те Вельде. Этот голландский египтолог для меня велик тем, что на него ссылаются в интересные мне моменты и не на его толстые книжки, а на относительно небольшие статьи. Сначала Жданов почти через 50 лет, теперь Ритнер через 20. Таким образом, проступает баттл учёных вокруг понимания Хеки, древнеегипетской магии. «Красный угол» занимают супер-тяжеловес Клод Леви-Стросс со товарищи, «синий угол» - Ритнер со товарищи. Среди, которых и Ян Ассманн, по мнению которого хека была «всепроникающей принудительной силой — сравнимой с законами природы по своей принудительности и всепроникаемости — посредством которой в начале был создан мир, посредством которой он ежедневно поддерживается и посредством которой управляется человечество». Гонг. Действительно, в конце статьи 1970 г. «The God Heka in Egyptian Theology» те Вельде пишет: «Леви Стросс заметил, что термин "тотемизм", а также понятие "миф" - это категории нашего мышления, искусственные единицы, которые существуют как таковые только в умах ученых, занимающихся исследованиями, в то время как ничто конкретное во внешнем мире им больше не соответствует. Мне не кажется невозможным, что он мог бы также назвать концепцию магии таким "искусственным единством", которому постоянно придается различное содержание». О чем и писал Ритнер. В космогонической части хека у те Вельде играет роль творческой силы творца, которой он творит мир. Эта сила, как и всякая сила (бывает мирный атом, а бывает атомное оружие), нейтральна и может быть использована по-разному… Ее персонификацию, т.е. как бога Хеку, а не как безличную силу хеку, называли Старейшим Магом, первым сыном бога-творца. У египтологов, живущих в основном в христианском мире, по-видимому, нет другого способа мыслить такую ситуацию (отец-сын-сотворение мира), как сравнить бога Хеку с Сыном христианского бога-Отца. Поскольку изначально к хеке, как силе, я пришел от обожествляемых фараонов, которые должны были поддерживать социо-космический порядок, Маат, то мне важно было увидеть связь между Маат и Хекой в самих мифах. Те Вельде приводит примеры изображений, где на солнечной лодке, в которой бог Солнца, творец, вместе со свитой плывет по дневному небу, есть Маат и Хека. Хотя бы так, раз уж нет развернутых теологических трактатов на эту тему. Кроме этого, согласно те Вельде: «Считалось, что существа, занимавшие особое положение по сравнению с обычными людьми на земле, - не только выдающиеся художники, но и фараоны, прославленные умершие и боги, - обладали властью над хекой. Обычный человек, безусловно, хотел бы заниматься магией или творчеством, но ему это редко удается». А также у древних египтян те Вельде с коллегами находят: «В тексте, который часто цитируют, действительно говорится, что Бог создал хеку для человека как оружие, способное изменить ход событий. И все же этот божественный дар остается необычным средством, как и сон, о котором говорится в том же контексте. Там также говорится, что Бог создал правителей (hk3w) для людей. Сновидение, царская власть и магия - это божественные дары человеку, но это не обязательно означает, что каждый должен стать медиумом во сне, правителем или магом». Легко понять те Вельде, что такая всепроникающая, единая роль – от космоса, как творчества творца, до творчества человека – хеки/Хеки может существовать только в умах учёных. Где появление Вселенной и где творчество людей? Стало быть, по-моему, «красный угол» нанес сокрушительный «удар» «синему». В лучшем случае это нокдаун, а, по-моему, нокаут. И поэтому я могу приписать В.В. Жданову не только прагматически-карьерную мотивацию в том, чтобы не обращаться к магии в гелиопольском мифе (см. о его переводе и вариациях в предыдущей записи). Однако, по-моему, это нокаут, если, конечно, традиционно, а не альтернативно интерпретировать мифы творения...
Cловарь к ТП: Магия (hk3, hk3w).Общий термин для обозначения любой силы, которая приводит к результату, волевому или высказанному. Термин hk3 обычно относится к самой силе, в то время как hk3w обозначает средство, с помощью которого проявляется сила, обычно это “магические заклинания”. hk3 – магическая сила, а Hk3 – имя бога Хека (см. предыдущие записи в Дневнике), персонификация этой силы, его имени в ТП нет, хотя на заклинания 472 и 539 специалисты ссылаются, как на его активность.
© Copyright: Александр Кукаров, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|