Мы все учились понемногу..."Евгений Онегин" мне дорог и созвучен настолько, что за несколько лет активной литераторской деятельности не касался его ни разу (школьные сочинения - не в счёт). Это и эталон поэзии, и памятник эпохи, и просто печать несомненной гениальности Александра Сергеевича. Высокие, но искренние слова; когда мне дурно и тяжко на сердце, я вновь и вновь открываю потёртую книжицу, перечитывая те строки, с коими совпадаю в определённые душевные моменты. В недавно завершившихся пушкинских Чтениях, при всём их несомненном успехе, меня (как единицу жюри) огорчило лишь одно: "Евгений Онегин" (4 эссе из 17-ти), при всей любви, отклике и популярности, едва ли прочтён и глубинно осмыслен по-настоящему. Как, впрочем, и Печорин, Базаров, Мышкин, Каренина - совершенно уникальные истории, но с единой сутью: все они бросают умный вызов светски и религиозно зашоренному обществу разных веков. Это и побудило меня взяться, при всём грузе сомнений, за эссе "Перечитывая Анну Каренину" в ноябрьском выпуске "Литературной Гостиной", а сейчас - написать те вещи, что я более-менее сформулировал ближе к 30-ти годам о своём восприятии гениального романа в стихах, как драмы, в первую очередь (на Прозе эссе опубликовано в разделе "Литературоведение"). Что ещё сказать? На глубинное согласие - совершенно не рассчитываю (это моей сестре по литераторству и ещё паре друзей можно, в принципе, даже не читать эссе - они и так прекрасно знают, понимают и принимают моё восприятие). Но важно поставить вопросы, коих нет в стандартных лит.хрестоматиях и задуматься об ином прочтении Онегина. Надеюсь, это удалось... "Мы все учились понемногу"... В самом деле :)
© Copyright: Константин Жибуртович, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|