Прощёное ВоскресеньеВместо предисловия
Мне в последнее время всё меньше хочется говорить о жизни в терминах вины... слишком часто с их помощью манипулируют человеком. Слишком часто он всматривается в бездну в себе и бездна засасывает его.
Что значит простить человека? Простить, если ты переполнен вроде бы праведным гневом и можешь логично пояснить, насколько он был не прав – здесь, там и тут. Что значит простить, если отрицательный личный пример такого человека превратился для тебя в негласную установку: никогда самому так не поступать... Или, другое нравственное противоречие. Многим людям мы готовы вроде бы великодушно простить былое. Но поддерживать общение с ними, как правило, не желаем. В том числе потому, что догадываемся: наше прощение они (в силу своего воспитания и мировоззрения) зачастую воспринимают как признак слабости, бессилия и даже глупости. Итак, я простил, но не хочу дальше общаться. Можно ли, с христианской точки зрения, считать такое прощение искренним и уж, тем более, – абсолютным? Очевидно, нет. А формальное прощение, ради некой «календарной традиции», считается грехом.
— А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане? — Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца… Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести. Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое — в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее — просто отойти. Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать — заставить кого-то полюбить. — Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается. Вообще, как говорили святые отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь — только хуже будет. Так и к себе нужно относиться — уговаривать себя в чем-то до поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль. — Сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Себя тоже нужно любить. Любить себя — это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно. Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет — может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам. Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их или не полностью? Эдак можно в гордость впасть. Считайте лучше, что не полностью простили…
Не позаботится, если не попытаешься осмыслить и понять. Пускай даже, размышлений над поднятыми в статье вопросами хватит на всю жизнь. Тем не менее, я хочу искренне извиниться перед всеми, кого (так или иначе) но задел или даже обидел своими публикациями на Прозе. Перед всеми, кого знаю лично, заочно или вовсе не знаком. При том, что, разумеется, я не преследовал такой цели – обидеть – а просто доносил и отстаивал свои взгляды, рождённые не на пустом месте. И они (на считанные по пальцам, но принципиальные лично для меня вещи) не изменились. Именно поэтому я произнёс «извините», а не «простите». Так точнее. И ещё. Мне кажется (вне елейной идеализации) важно трезво осознавать, что существуют люди, несовместимые друг с другом (как сказал отец Константин Кобелев). О причинах можно написать книгу, но суть не меняется. И это не говорит о том, что оба «плохие» или «хорошие», научились они прощать, или не слишком. Это просто данность разности, а подчас – несовместимости. Давайте научимся п р и н и м а т ь это. Что уже – шажок к мудрости, а значит – прощению.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|