Великий Пост

Константин Жибуртович: литературный дневник

Пост, на самом деле, как и любые сознательные ограничения (именуемые современным языком «выход из зоны комфорта») – не о том, что «я выполню всё от сих до сих, и мне не слабо». А на Пасху закачу пир с шашлыками, да винцом. Это, в идеале, – радость ощущения ясности ума и свободы от страстей. Вне привязки к календарю.


Любой духовный подвиг начинается с малого. Даже гении когда-то учились ходить, разговаривать и читать азбуку. Как и каждый из нас. Почему бы (для начала) не попробовать, в самом деле, «не есть людей». Попытаться не думать дурно о человеке, даже если он тебя невольно обидел. Не завидовать и не сплетничать. Или, к примеру, когда ты устал, голоден и раздражён 12-часовым рабочим днём, не срываться по пустякам на близких, а потом, как ни в чём ни бывало, произносить: «ну, я ж устал, мне надо было проораться-разрядиться, а ты самый близкий человек, как-никак».


Вот это (лично для меня) – разновидность нравственного кошмара.


О подобном глубинном понимании поста и всякой человеческой аскезы много сказано у отца Александра Шмемана. Но в нынешнем «православном тренде» он считается «чрезмерно либеральным пастырем, заражённым идеями протестантизма». А у нас, на Руси – вера чистая, да истинная.


И от малого к великому – это, увы, не про нас. Нам сразу канон Андрея Критского подавай, да батюшку-харизматика с поставленным басом, да купола золотые…


Вот только, если ты и знаком со всеми канонами, тонкостями богословия и старославянским, но обижаешь людей походя, из собственного дурного настроения, а то и властолюбия, никакие посты не спасут.


Впрочем, этому аттракциону гордыни уже пара тысяч лет. Или, как грустно съязвил Андрей Кураев, «нехай ролевички потешат своё эго».



Другие статьи в литературном дневнике: