Юбилей Интернета

Константин Жибуртович: литературный дневник

13 марта 1989 года, когда я заканчивал 9-й класс и мечтал о двухкассетном аналоговом магнитофоне, был впервые успешно опробован принцип связи, ныне действующий в мировой глобальной сети Интернет.


В Россию мировая сеть пришла в первой половине 90-х, но более-менее массовый охват случился уже в начале нового века. Мне повезло: работая на радио, я свободно пользовался мировой сетью уже в 96/97 годах, но тогда она, разумеется, не была столь развита, как сегодня, 20 лет спустя. Сам я (поначалу) относился к инету с долей скептицизма: ну, это такая цифровая библиотека, куда ежедневно вносятся данные из всех сфер истории и человеческой деятельности. Да и то, их надо перепроверять, если пишешь серьёзное исследование. И, не исключено, всё равно плестись по старинке в библиотеку обычную.


Прорыв в моём субъективном восприятии случился благодаря… шахматам. Немецкий ресурс playchess de, где я зарегистрировался в 2000-м, объединял тысячи любителей великой игры, от Америки до Австралии. Кстати, 20 лет назад россиян там было совсем немного (это к вопросу о распространении сети в нашей стране). А чаще всего (в каждом турнире любого уровня) мне выпадало играть с американцами. Так что, когда пересекался в одном состязании с соотечественником, мы виртуально жали друг другу руки, нередко раскатывали дружескую ничейку без интеллектуального кровопролития и взаимно желали удачи в битвах со звёздно-полосатыми очкариками из ЦРУ :)


Но я отвлёкся. 7 лет практической игры на ресурсе позволили прочувствовать значение мировой сети: я сыграл несколько тысяч партий с людьми, встретиться с которыми в реале никогда бы не смог. А далее развернулись соцсети с их принципом мгновенного доступа к общению вне зависимости от географии и сотни специализированных виртуальных пространств по интересам. Мир навсегда стал иным.



***



В 1994 году, когда я и вовсе не знал что такое «интернет», сходил в редакцию двух самарских газет с рукописями о музыке. Мечта ограничивалась внештатной работой с возможностью публиковаться хотя бы раз в месяц. В первой меня вежливо продинамили, во второй устроили выволочку: Вы что же, думаете, каждый, кто захотел что-то накарябать, может вот так вот, запросто, явиться в редакцию и предлагать свои вирши, не будучи членом того и сего, не имея публикаций, не входя в состав… – и т.д. (Я просил лишь прочесть статью и дать ответ, но понял, что никто ничего читать не станет). Комизм ситуации в том, что год спустя, когда я уже работал на радио, из этой же редакции позвонили (правда, другой человек) и предложили публиковаться.


Этот пример я привёл не из тщеславия. Интернет демократично дал возможность творить и делиться, вне зависимости от… Циники-редакторы, которые в советские времена заседали в прокуренных кабинетах и вершили судьбы чужих рукописей одним мановением личных вкусовщины, своячничества и приступов дурного настроения (а ещё – с учётом политических воззрений автора), канули в Прошлое. Несмотря на то, что часть подобных графоманов-худруков всё ещё заседает в тёплых креслах, бессильно ворча об утрате былой власти в новом веке.


Так что, пишите, если пишется! И в плане аудитории (особенно, её качественно-интеллектуального состава) всё зависит от вас, а не некогда всесильного «главвреда». Именно поэтому, мировая сеть – поэтапно и естественно – приканчивает все формы тоталитаризма. Но на смену ему грядёт не хаос, как привычно пугают консерваторы, а открытость мира во всём его многообразии. Что невозможно вне свободы доступа к информации, свободы общения (пускай даже, пока лишь виртуального), свободы высказываний. В конечном итоге, это слагаемые подлинной свободы творчества индивидуума, ограниченной лишь вкусом, восприятием, культурой, интеллектом и самоцензурой.


Поэтому, с прошедшим 30-летием Интернета всех вас, мои дорогие друзья и читатели – далёкие и близкие, знакомые в реале и виртуале. Спасибо вам. Вы – замечательные.



Другие статьи в литературном дневнике: