Вместо предисловия – два эпизода из картины Николая Досталя «Раскол» (2011):
Протопоп Аввакум (во время заточения в казачьей тюрьме):
«Начальство русское много хуже сатаны. Ибо сатана не притворяется, он Богу враг. Государевы же начальники Бога молят, царю кланяются, но всем от них слёзы: Богу, царю, народу. Все беды русские – от них. Давно бы самый нищий и убогий был бы сыт и доволен, кабы не воровство начальников».
Из келейной беседы греков, прибывших на церковный собор в Москву:
Первый грек:
— Почему они так держатся за любую мелочь? Готовы поклоняться даже опечаткам в старых книгах? Уму непостижимо: в огонь идти, да из-за старых опечаток?!
Второй грек:
— Мы приняли учение Христа не на пустом месте. Мы знали Сократа, Аристотеля, Платона. Что такое Древняя Греция? Это вечный диспут. Мы выстрадали христианство как веру, выстроили православие как церковь. Русь получила всё готовое. Они приобрели христианство как вещь, не задавая вопроса – почему оно устроено так, а не иначе. А теперь Никон решил обновить гардероб, носить платье по моде. Ни царь, ни Никон не скрывают, что мечтают создать Единую Православную Империю. Их вера так чиста и бескорыстна!
Третий грек:
— Чистосердечие и бескорыстие никогда не были созидающей силой для создания империи. Русский царь жаждет царствия Божиего на Земле? Зачем нам два царства? Достаточно одного: на Небесах!
Досталь снял очень честный фильм вне навязчиво расставленных акцентов – примечательно, что он получил высокие оценки по обе стороны церковного раскола XVII века. А теперь представьте возможность появления подобных писем и кино-диалогов в 2019-м (сейчас это оскорбление власти и чувств верующих, так ведь?) и станет очевидно, до какого уровня скатился российский сериал за неполные 10 лет.
Идущий в прайм-тайм на РТР второй сезон «Бориса Годунова» идеально попадает во все тренды сегодняшней эстетики власти и её пропаганды. История – это красиво костюмированная сага с прозрачными акцентами и разжёванными выводами. Борис Годунов – хороший царь, но, увы, не изживший в себе недостатки либерализма, гуманизма и греховных интеллигентских сомнений. Его окружение – православные патриоты Руси, кои отчаянно томятся отсутствием Сильной Руки, способной направить на путь истинный нерадивых бояр и полутёмный народец. Лжедмитрий, само собой, эдакий недалёкий самозванец-марионетка с плоскими речами и вечно выпученными глазами. Ещё один важный момент – наличие в подобных картинах мудрого пастыря-патриота с закосом под старца. В общем, классическое ролевое fantasy для любителей исторического лубка.
Впрочем, нечто иное при нынешней «эстетике» отснять невозможно.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.