Синема и СказкаСреди фильмов, которые объединяют россиян, первое место в недавнем опросе занял «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», второе место – «Москва слезам не верит».
Вот сейчас вспомнил, что у моей бабушки Алексей Баталов всегда являлся эдаким мужским идеалом, и вне конкуренции. А бабушка – заслуженный учитель с 55-летним стажем (преподавала до 75 лет), убеждённый коммунист, человек почти пуританских нравов. Но от Баталова таяла за секунду. А мне этот персонаж казался самоуверенным и не всегда остроумным нахалом с невыдающейся внешностью. В 15 лет (когда она в сотый раз пересматривала фильм) прямо сказал об этом. Бабушка (как всегда, чуточку снисходительно) глянула на меня из-под своих светлых очков и изрекла: – Ему можно так себя вести. Потом поймёшь. Пересмотрел «Москву...» и понял суть этого «ему можно» только ближе к сорока. (Раньше я любил этот фильм лишь за внешний антураж – воспоминания о Москве начала 80-х, которую я обожал как кусочек детства и отрочества на летних каникулах). То, что виделось дерзкой самонадеянностью, нахальством напополам с демонстративностью и мужским шовинизмом Гоши, предстало естественной линией поведения в ситуации внутреннего одиночества, когда все ложные «правила этикета» безжизненны и мертвы на практике. Потому что так называемый «правильный подход» гарантирует лишь одно: невыносимую скуку бытия. И возвращаясь к поводу для этого поста. «Дорогих россиян» объединяет Сказка, в которой неизменно присутствует красивая женщина. Вне зависимости от степени инфантилизма мужского персонажа, будь то Женя или Гоша, случается криз, проявляемый неумеренной выпивкой. У Рязанова это начало отсчёта волшебной новогодней ночи, у Меньшова – необходимое зло, очищение, после чего Сказка всё равно восторжествует. Таково массовое восприятие. О психологизмах почти никто не задумывается. Сказке они претят. А ведь Сказка – только часть этих фильмов. Допускаю даже, что уступка публике режиссёров, желающих донести нечто иное. Что? Ответьте сами. Как и на вопрос, что там узрели в этом фильме на Западе, аж до стадии «Оскара». © Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|