Осторожно, субъективно!Из отклика к статье Правмира «В церковь я попал пьяным, лишь бы мамка не била!».
Эта история – о том, что среда неизбежно и фатально портит человека, и кабы не святая церковь… Именно вот эту, услужливо преподнесённую и навязанную моралистику, видят в ней православные ортодоксы: кабы мамка в детстве не порола, а лучше, чтоб ещё и папка, кабы не кресты и купола, вырос бы вором и нелюдем! (из комментов). И понятно, что человек чаще звучит горько, чем гордо, что он чаще плох, а в дни испытаний – радикально плох, нежели хорош, и чаще стократ. Но ведь человек в миру не один, пускай даже при ощущении одиночества. У человека современного, к счастью, в распоряжении всё наследие мировой культуры, только разбуди душу и протяни руку. Какая-то глубинная онтологическая порча должна случиться, чтобы пойти, при всём этом знании, даже поверхностном, воровать кур, сигареты и вино из магазина, вовсе не голодая. И слушать «шансон». Простите… Ссылки на среду (деревенскую) и лихие 90-е для меня звучат унизительно. И, боюсь, что церковь для такого человека – просто земное прибежище, безотносительно того, сколько лет он поёт в хоре. Только выпусти «в мир», независимо от сытости времён – опять всё заново. Грустно. Никакие купола, службы и каноны никогда не заменят личного пути и работы над собой. А если продать путь, не по чему станет идти, как изрёк Лао-цзы. И понятно, что пути ко Спасению – неисповедимы, и не мне судить о том. Но когда читаешь истории прихода к вере Алексия Уминского или Тихона Шевкунова, возникает совершенно иное измерение. И человек начинает звучать во всю мощь вложенного в него таинства талантов. А здесь – просто сочувствую. И не пускаю в душу. Незачем… © Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|