Христос из постмодернаСтатью Алексея Поликовского* я прочёл с изумлением. Группа людей, совершенно не помнящая 70-е (подозреваю, там один Ян Гиллан талантливей всего этого ангажированного капустника на фото к материалу) не просто паразитирует на рок-опере Jesus Christ Superstar, а запускает гастроли по Америке. – Что не так? – язвительно спросит меня консервативный товарищ, радетель шмелёвских укладов и прочих домостроев. – Разве не ты всю жизнь ратовал за свободу творчества, как естественную необходимость развития индивидуума? Вот и получай «свежее прочтение» от постмодерна. Но свобода творчества не синоним свободы безвкусицы. Если ты имеешь дерзновение отойти от классической постановки Тима Райса и Эндрю Ллойда Вебера, насущны куда более глубокие (и творческие, и библейские) обоснования, нежели «я так вижу», «это в духе времени», «плебсу понравится». Ад постмодерна в том, что случись в наш век талантливое, но традиционное прочтение рок-оперы, его не просто не заметят. Христос с типажом внешности Виго Мортенсена из «Властелина Колец» вызовет протесты «поражённых в правах» темнокожих, трансгендеров, феминисток и бог знает кого ещё. Актуальный критик изречёт, что опера – отстой, потому что режиссёр боится хоть на шаг отойти от классики. А влиятельная Washington Post или The New York Times не напишут о постановке ни строчки самым мелким шрифтом, потому что все эти чуваки с прикидами 70-х не борются за права меньшинств, а пытаются играть музыку и произносить какие-то сложные для клипового сознания вещи вместо дурацких хэштэгов BLM или MeToo. PS: Отдельно – о замечательных толкованиях Поликовского, что сегодня Христос рядом с Джорджем Флойдом или Гретой Тунберг. Да-да, Алексей, Он именно там в этической системе постмодерна. С поводом для погромов под расовой вывеской, и с популизмом, паразитирующем на мало что понимающем ребёнке. Он не рядом с темнокожим ветераном полиции, который один вышел остановить мародёров и был убит. Он не рядом с учёными, которые десятилетиями не получают достойного финансирования для разработки сложнейших вопросов экологии и безопасности. Он там, на сцене авангардной постановки в кожаных ботах с внешностью среднего пола. И я не удивлюсь, если завтра пол вообще сочтут ошибочным, а отсылки в опере к Евангелиям – неактуальными. В общем, как писал Левитан, «меня не ждите, я не приеду».
© Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|