Headlines

Константин Жибуртович: литературный дневник

Я что-то писал о событиях в Беларуси последнюю неделю в Facebook, но по инерции и между делом. Мне (и давно) всё очевидно в подобных историях. Вообще, роман о крахе диктатора – наискучнейшее чтиво (для меня). Слог и сюжет не спасут. Всё уже сказано. И повторяется для двоечников Истории.


Выделю (для дневника) две заметки. Пусть будут.



I


Для меня, конечно, предсказуема реакция благомыслов от РПЦ: «А что, какие-нить Трамп или Байден лучше?». Т.е, если отец большого семейства проматывает и без того небольшой бюджет, влез в долги, гуляет направо и налево, а потом мордасит супругу, подавшую на развод и берёт в заложники детей, благомыслы мудро изрекают: «А знаете, сосед Иванов из дома напротив ещё похуже будет. Не смотрите на то, что у него хорошая машина и жена сытая-довольная его обнимает. Это плоды пропаганды. Вы никогда не жили в той семье!».


И ещё, я всегда отторгал от себя сомнительную мудрость Бродского в гениальном стихотворении «Письма римскому другу» – о ворюге, что милей, чем кровопийца. Вся история свидетельствует, что превращение из одного в другого случается мгновенно, если твой единственный приоритет – личная власть любой ценой. Сегодня ты бесстыже рисуешь себе 80% на выборах, а завтра твои архаровцы дубасят людей, не разбирая степень протеста и личной вины. Просто так, для острастки и с особым цинизмом.


А дальше – липкий животный страх и съехавшая крыша. Если глянете видео из Минска, то поймёте, что у Лукашенко уже наступила именно эта стадия. Она не операбельна.


«Но если жил ты, как свинья, останешься свиньёю». (В. Высоцкий)



II


Я давно не удивляюсь тем, кто топит за Лукашенко (Хусейна, Каддафи, Чаушеску; нужное – подчеркнуть). В этом мире диктатура и порядок – синонимы, монархия – безальтернативна. Соответственно, что Кровавое воскресенье 1905 года, что танки, давящие протестующих в Китае в конце 80-х, ведут к стабильности и процветанию нации, а кровь неумного плебса – меньшее из зол. И Лукашенко сейчас всё делает верно: задушить, затоптать, застращать, а понадобится – и расстрелять.


В общем, насильно прав и мил – будешь, если выбрал истинную веру, и страх – самое действенное орудие, и всё инаковое давится силой без сантиментов, и даже рай бесконечно-строг.


Это их взгляды и система координат. В ней, собственно, и Творец всего сущего таков: Диктатор и деспот, карающий за малейшую провинность, бесконечно насылающий испытания собственным чадам, а особо нерадивым – потопы и землетрясения. И дающий понять устами адептов и псевдопророков этого мира: Никто из вас, распоследних грешников, не будет оправдан и не спасётся никакими добрыми делами и поступками, ежели Мне, по великой Моей милости, не захочется вас помиловать.*


Другому миру, на уровне отдельных личностей, лет 500-600, а в плане социальных систем и того меньше – полвека, максимум. Что есть совсем ничтожный исторический срок. В этом мире человек сам вершит собственную судьбу и несёт за неё личную, а не мифическую коллективную ответственность, осознаёт методом проб, ошибок и спотыканий, что Бог ждёт от него не слепого послушания наёмника из страха или религиозной традиции, а любви и сотворчества (соработничества, если церковным языком) – в том числе, вне навязчивой идеи о наградах и спасении: я сотворю посильное, а участь мою решать не мне.


И диктатура в нём – язычество, умножающее зло и загораживающее Лик Творца и единственного царя Вселенной.


В этом мире, к слову, и справедливость – не фикция и не плод фантазий идеалистичных гуманистов, а… уборка в квартире. Пыль победить невозможно, но если махнуть на неё рукой – задохнёшься через месяц.


Россия, собственно, пребывала в этом мире совсем недолго, с конца 80-х по середину нулевых. И пускай успело вырасти свободное и незашоренное поколение, историческая инерция пока что победила: всегда проще вернуться в неустроенную, обшарпанную, но свою и давно обжитую коммуналку, снимая с себя всякую ответственность и следуя протоптанной колее.


В чём я вновь убедился, все дискуссии, безотносительно правоты, языка и аргументации между этими мирами лишены всякого смысла. Прозрение невозможно.


Но в новом веке уже очевидно, какой из миров потерпит сокрушительное поражение – это вопрос времени. Поскольку это поражение – не только вопрос чьей-либо частной или глобальной правоты. На нынешнем витке агонизирующих диктатур это вопрос самоорганизации человечества как биологического вида ради выживания и возможности вести полноценную социальную жизнь.


А человечество выживет. Как это всегда случалось в Истории.



*Здесь стоит пояснить, что проблематика Спасения не даётся человеческой линейной логике, тем паче – логике неофита. Был на одном самарском православном форуме с десяток лет назад некто Юрий Грешный (неофиты всегда берут себе такие безвкусные псевдонимы), который рьяно критиковал ведущего священника того интернет-проекта за теорию Апокатастасиса (кратко – восстановление неповреждённой природы каждого человека, но грешников – через очищение огнём и внутренние мучения). Если прочесть любой пост Юрия, не спасётся никто и никогда.


На эту проблему не так давно обратил внимание даже консерватор-ортодокс Худиев. Пусть и не разделяя теорию Апокатастасиса, он честно признал, что когда людям бесконечно тычут в глаза их вечным недостоинством и указывают на потерпевших крушение духовных атлетов (а ты-то куда лезешь со своей рожей!), они разворачиваются и уходят от такого богословия, как и из лона РПЦ. На что имеют полное право. И он их не осуждает.



Другие статьи в литературном дневнике: