Выбор отца Андреаса

Константин Жибуртович: литературный дневник

На днях Правмир сообщил о решении сложить сан священника постоянного автора портала, отца Андреаса Конаноса, чьи размышления о христианстве я неизменно читал последние года три.


Андреас Конанос – один из лучших проповедников современности. В нём есть «породистость», огромное зерно подлинного христианства, не искажённого языческо-националистическими доктринами и политическими манипуляциями: он всегда произносил точные слова о Главном, и без тех банальностей, что случаются, когда высокие слова прочитаны, вызубрены, но не осмыслены сознательным бытием.


В этом смысле, мне всегда вспоминались древние греки, принявшие христианство не по указке властного князя, а в результате философских диспутов, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля. Шаг выстраданный и осознанный.


Как, уверен, и решение Андреаса Конаноса. О безбожной путанице Писания с земной корпоративной культурой очень точно сказал Сергей Чапнин (ниже). Линия упрёка Худиева для меня не выдерживает критики: «Но давайте сохраним понимание того, что если у тебя сложилась аудитория людей, которые слушают твоих наставлений и утешаются твоими словами, то кидать этих людей – неправильно».


Насколько я понимаю, деятельность православного публициста Конанос продолжит – допускаю, что отныне в состоянии большей свободы от правил «духовной корпорации». Это всё было и будет доступно в интернете простым набором в поисковике. Таким образом, «кинул» он лишь ту часть паствы, что жаждет благого гуру со светлым ликом и смотрит на посланца и его сан, а не на Послание. И для них в христианстве, в самом деле, самое главное – «наставления» и «утешения», а не личностный рост, постижение диалектики Вселенной и воплощение замысла от Таинства Рождения.


Это тоже – и весьма немалая – часть паствы. Но позвольте мне считать подлинным христианством несколько иные установки бытия. А остальным – пожелать научиться уважать решение отца Андреаса.



Сергей Чапнин:


В связи с бурными обсуждениями последнего дня вот о чем думаю:
Есть ли у современного православия шанс отказаться от "корпоративной логики" и "корпоративного сознания", когда обо всем судят исключительно по формальным признакам? Мол, снял сан и тем самым моментально нас всех, твоих верных читателей, оскорбил. Мы ж тебе верили, даже книжки твои покупали.


Стоп! А вера? Как вера влияет на его решения и на наши суждения? В каком достоинстве ты-он-мы хотим послужить Христу (если всё еще хотим)?
Если быть предстоятелем/священнослужителем - это высокая должность в могущественной корпорации, то по доброй воле кубарем слететь с этой должности будет в наших глазах верхом безумия.


Если же предстоятель - это делегирование прав, избрание на служение внутри общины, то ничего страшного не произошло. Дары Святого Духа разные - не только в пространстве, но и во времени. Тот, кто размышляет о дарах Святого Духа и чутко к ним относится, может (или даже бывает вынужден) признать, что дары меняются. И как тогда быть?


Если мыслить корпоративно, то последующее изгнание из корпорации станет неминуемым наказанием, и обратного пути не будет.


Если мыслить изнутри общины, то поиск нового служения, которое соответствует новой харизме, это совершенно естественный путь.


Есть ли здесь место человеческой слабости? Конечно. Слабости всегда и везде есть место. Нельзя об этом забывать.



UPD: Вспоминаю святых (святитель Ремакль), которые отказывались от епископского служения и уходили монахами, или миссионерами, или строителями монастырей. Они выбирали другую харизму.



Другие статьи в литературном дневнике: