PS к топ-новости

Константин Жибуртович: литературный дневник

В картине Сергея Бодрова-старшего «Монгол» (2007) мне врезался в память эпизод, как молодой Чингисхан – грязный, голодный, в жалких лохмотьях сидит в клетке. Кажется, ещё день-два, и он окончательно утратит человеческий облик от этой антисанитарии и побоев с издевательствами. И тут к нему подходит старик, вставая на колени с просьбой:


– Повелитель, молю тебя, когда вернёшься сюда с войском, не уничтожай всё селение! И пощади женщин с детьми!


У Чингисхана на тот момент не то, что войска – собственного отряда нет. Соплеменники над ним посмеиваются. А потом и вовсе бросают для перевоспитания в яму – за вольнодумство.


Есть личности, чья судьба предопределена, и свобода воли лишь в том, чтобы следовать предназначению, или от него уклоняться (до поры до времени). Художник это знает и ощущает не менее, чем старец из саги о Чингисхане. Лермонтов всё это отобразил в «Фаталисте»: Кому суждено умереть от кинжала, от пули не погибнет. И не тебе определять чей-либо финал.


Но прагматики, которые, подобно добродушному служаке Максимычу, не жалуют все эти «метафизические прения» и чья интеллектуальная вершина – Карл Маркс или Адам Смит, всерьёз предполагают, что в определённых обстоятельствах, при наличии власти, всё решают они – казнить, помиловать, отравить, посадить, отпустить. Допускаю, что особо самонадеянным (до стадии полной слепоты) Творец Вселенной милосердно подкидывает эту иллюзию вершителей чужих судеб.


Этому заблуждению – если у меня будут власть и деньги, я смогу решать судьбу каждой травинки в собственной вотчине – ровно столько же веков, сколько минуло с момента конфликта Каина с Авелем.



Другие статьи в литературном дневнике: