К юбилею

Константин Жибуртович: литературный дневник

Ленинградский рок-клуб, сегодня отмечающий 40-летие основания – специфический и тепличный проект культурной столицы. Схожие вещи, но не на постоянной основе происходили и ранее – ныне легендарный рок-фестиваль в Тбилиси (1980), не говоря уж о Прибалтике, что эстетически никогда не разделяла советских ценностей.


Слава Богу, что рок-клуб случился в Питере. Но столичным рокерам, не приписанным к какому-либо объединению, пришлось стократ хуже. Как я знаю со слов Кузьмина и Сапунова (светлая память Андрею), их нещадно прессовали вплоть до смерти Андропова, угрожая посадкой, психушкой, невозможностью устроиться на любую работу и вынуждая прятаться на окраинах империи – та же демократичная Прибалтика или Ташкент, как в случае с группой Динамик.


Это ради объективности картины о том, что в начале 80-х уже якобы не гоняли за рок и сами спецслужбисты ходили на концерты со своими девушками.


Самое интересное во всей беседе (материал в Новой Газете) процитирую:


— Русская рок-музыка — это не музыка, а литература. В основе лежат те стили или их копии, которые мы переварили, насытили своим содержанием, смыслом, философией и создали очень яркий необычный продукт, но важный только для нашей страны.


— Всё дело в нашей литературоцентричности?


— Абсолютно. Поэзию перевести адекватно невозможно. Александр Сергеевич Пушкин в мире тоже особо никому не нужен, он велик для нас. Вот и с русской рок-музыкой так.


Именно. Понятия «рок-музыка», которое возможно сформулировать набором формальных признаков, не существует. Это мироощущение, а не форма. Если упростить ради краткости, за литературой как концентрированной эмоцией (да ещё с набором символов, понятных лишь нам) я иду в т.н. «русский рок». За музыкой – на Запад.



Другие статьи в литературном дневнике: