К международному Дню счастьяПоскольку на Руси все следования позитивной психологии маленьких радостей каждый день работают, если только совсем уж выключать мозг, развилка выходит пошловатой. Направо пойдёшь – затюканный поручительствами гражданин, честно несущий скорби с постным выражением лица. Одна из любимых забав неофитства, которое много веков в почёте в православии с его монашескими аскезами – размахивание планкой полного самоотречения – и не ради творчества или самореализации, а потому что так правильно по меркам святых. Налево пойдёшь – ну, там понятно, полное безобразие: как прожить один раз, чтобы у меня всё было и мне за это ничего не было, и счастливо помереть во сне аккурат перед всемирным потопом. Хуже всего тем, для кого этот дуализм одинаково пошл по определению. Вся жизнь уходит на поиски того динамического равновесия, что профессор Нэш пытался вывести математическими формулами, поскольку гений цифр, дробей и логарифмов веровал в них абсолютно. Попытка прожить всего 12 часов в сутки, оставаясь собой – то есть, произнося ровно то, что думаешь и не изменяя личным ценностям, в наш век уже форма святости. Это стояние Мальчишом-Кибальчишом за крепость самости личности делает одинаково далёким как мещанское счастье, так и неофитское слабоумие. В итоге, из многослойной личности выскакивает портрет доброго циника, который иногда понимает о людях и мире чуть более, чем дозволено среднестатистическому смертному. В минуты отсутствия самоотречения призванием или заботами ближних, он спасается от собственных знаний юмором, спортивным матчем, стихами или алкоголем – что, в принципе, одно и то же, разнится лишь эстетика. В этот момент, когда ты уже готов для некролога «он слишком много знал», и вламывается счастье. Как всегда, нелепо, некстати, невовремя и в целом нелогично и бестолково. Всем своим видом оно свидетельствует, что ты не можешь к нему не присоединиться, что это ненадолго (независимо от тебя) и не дай бог тебе в будущем, разбирая на практике очередной философский вопрос, позабыть запах весны или стук каблучков в твои былые 17. – Тогда забудь меня, я более не загляну даже на часок – бесстыже шантажирует Счастье. Несмотря на искренность отповеди, я всё знаю и о себе: в этой онтологически неравной схватке шансов у меня нет. Через энное время оно явится между хоккеем и запуском стиральной машинки, и не впустить эту ветреность будет сродни отказу от естества бытия. Потому и любимый американский вопрос Are you happy? сформулирован некорректно. Он не про «сейчас» или «почему». Он только о «когда». © Copyright: Константин Жибуртович, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|