На РождествоПредставь, что Господь в Человеческом Сыне «Когда я обнаружил Бога, первое, что меня поразило, было то, что для этого Бога все значительны, что Он не делит людей, что Он не Бог добрых против злых, не Бог верующих против неверующих, не Бог одних против других. Каждый человек существует для Него как личность, полная содержания и ценности. И раз я открыл такого Бога, моё отношение ко всем окружающим должно было стать таким же». (митрополит Антоний Сурожский)
О чём я думаю на нынешнее Рождество? Император Константин освободил христианство от гонений, но предложил земным институтам религии свой суррогат – наркотик имперскости. Зная род человеческий, дальнейшее предсказуемо – будь то разделение церквей, эра Крестовых походов, сотворение из Писания государственной идеологии. Слишком велик соблазн постоять у трона – и не в льстивой массовке, а со значимым голосом. Но христиане первых веков, мученики, ожидавшие Второе Пришествие со дня на день, отчего невозможно было разменять веру на любые земные блага, мерили себя Спасителем. И вот Его невозможно представить – ни духовником императора, ни главой самой влиятельной духовной кафедры, ни Папой, которому ежегодно по расписанию поклоняются тысячи верующих с одними и теми же словами. Христос знал о языческой тяге рода человеческого к повторяющимся ритуалам. И дал их как костыль для хромого. Создав Мир иерархичным, Он признаёт только одну иерархию – по талантам и соответствию. А Сам – в скромных одеяниях с бывшими рыбаками или в беседе с недостойной для иудеев самарянкой. Хлеб, вино, слова от сердца к сердцу. Даже иерархия Тайной Вечери нужна единственно для того, чтобы люди поняли и прониклись. Но прежде Он совершает омовение ног ученикам. И это случается до иерархической посадки за трапезным столом. Очень точную мысль высказал Владимир Зелинский: «Сказано: будут вас гнать. Нигде в Евангелии и намека такого нет: гнать будете вы. Вот жалуются: христианство уходит с Запада. А разве оно когда-то обещалось туда входить? Утверждать себя во Священной Римской Империи? Воплощаться в Византии, выситься в Ватикане, цвести во Святой Руси? Вообще быть Цивилизацией? Если это и было когда-то неизбежно достойно, и по-своему праведно, но теперь, увы, подошло к концу. Христианство ушло не только из своих империй, оно уходит из многих гетто, из малых, личных нор и пор. Кто ждет, что все вернется в то, что было, пусть научится ждать. Дух Божий собирает свое «малое стадо» заново, пробуждая в нас ту отброшенную на обочину память, когда Бог взирает на мир младенческими глазами. Церковь когда-нибудь станет малой, по-своему детской, не одержимой пафосом всех и вся отсекать или мстительно обещать Апокалипсис на будущей неделе. В эпоху такой взрослой, умной глобализации, кризиса религий, радикального обезбоживания, искусственного интеллекта, генной инженерии, краха всех моральных ценностей... «христианство только начинается». А закончится ли когда, о том ведает лишь Отец. Но оно не закончится, как не исчерпает себя Рождество». А пока – обветшалый хлев и человечество, которому нужно два десятка веков, чтобы хоть что-то осознать и по крайней мере внешне смягчить нравы. Кажется, оно заслуживает лишь новых Иродов и Пилатов. Но младенец рождается. С Рождеством вас, братия и сестры!
© Copyright: Константин Жибуртович, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|