Реплика

Константин Жибуртович: литературный дневник

Читаю о том, что «в условиях, когда все люди имеют равные права на доступность социальных благ и возможностей, каждый в итоге несет личную ответственность за свой неуспех».


Вообще-то это живо напоминает логику незабвенных рыночных комсомольцев: если ты так умён, покажи свои деньги. Потому что рынок – Логос, который справедливо расставит всех (спойлер: уже к началу 10-х годов эти комсомольцы утратили влияние и немалую часть средств, предсказуемо ухватившись постфактум за гуманитарные ценности).


Но это лирическое отступление. Строго говоря, равных прав на доступность к социальным благам нет и быть не может даже в самых либерально-травоядных системах. Условия для стартапа у большинства индивидуумов бесконечно разнятся – кровь, генетика, род, среда, финансы, география, набор талантов и восприятие от таинства рождения. Поэтому простецко-обобщающее «сам виноват» напоминает мне остроумный афоризм Рональда Рейгана – «я заметил, что сторонниками абортов являются уже рождённые люди». Нет в большинстве из нас духовной добродетели, когда внешне преуспевший вместо коучинга «я много работал» честно произнесёт – мне не раз повезло с обстоятельствами и людьми рядом. Случись прожить вторую жизнь – не факт, что снова бы выплыл из массовки.


Когда вместо честных слов я слышу «каждый сам» или «никто не поможет», можно отвлечься от дембельского альбома обитателей джунглей на что-то более насущное душе. Потому что и вы не сами, и вам помогли. Как минимум, внешние обстоятельства.


И этот коучинг в ретроспективе – лукавство. Неважно, говорит ли об этом Стив Джобс или кто-то менее преуспевший.


Ещё интересней – что считать неудачей, за которую ты несёшь прямую ответственность. Лично для меня неудача – если семья несчастна, дача заросла бурьяном и о лете нечего вспомнить. В последнюю очередь – если я не написал за год текст, за который не стыдно.


О тиражах и коммерции речи вообще нет. Литераторство – и не только в России – сейчас низведено до такого потребительства, что относиться к нему всерьёз (то есть, куда-то пробиваться) для меня невозможно. Искушение отсутствует, а возня за грамоты и земные поклоны за публикации вызывает сарказм, которым я почти не делюсь, понимая, что для многих и это – один из смыслов бытия.


Научиться бы ещё не обобщать и не неофитствовать.




Другие статьи в литературном дневнике: