Памяти главреда

Константин Жибуртович: литературный дневник

Виталий Коротич – ярчайший пример на тему как преуспеть в профессии.


И это не то, чему учат сегодняшние тренинги: вера в себя, ресурсность, коммуникативность, стрессоустойчивость и прочая умная, но болтология.


Он оказался монополистом, когда идеолог перестройки Александр Яковлев назначил его главредом популярного журнала «Огонёк», дав понять, что отныне (с 1986 года) уже можно многое. Как умный человек, Коротич мигом оценил перспективы.


Представьте, на секундочку, что у вас есть доступ к дефицитным и запрещённым ранее произведениям Искусства, а также лучшие журналисты, готовые работать «за идею». И при этом – восприимчивый читатель, готовый в день выхода журнала с 6 утра стоять в очередях у киоска Союзпечати.


Что бы вы ни делали – исторические материалы, остросоциальные репортажи об актуальном сейчас – всё моментально разойдётся «на ура». Не говоря о том, что в вашем журнале реабилитированы через публикации Булгаков, Мандельштам, Ахматова, Солженицын, Довлатов, Бродский.


Это золотой прииск. Джек-пот. Будь в те времена соцсети, Коротич набрал бы столько же подписчиков в СССР, сколько глуповатый Инстаграм звёзд шоубиза во всём мире.


Сам он не был человеком мудрым и последовательным. Но чутким к перспективам – несомненно. И в общем-то, безотносительно личного финала, стал легендой той эпохи.


Советская школа журналистики, при всех ограничениях идеологией и самоцензуре, была абсолютно профессиональной. Дай хотя бы частичную свободу, как в том «Огоньке» – снесут старый мир словом.


Так и произошло. И хотя я не люблю начальство и прорабов, поймавших удачу благодаря личным знакомствам, а люблю тех, кто делал «Огонёк» за копейки, Коротич возглавлял символ СМИ той эпохи 5 лет.


И у него хватило ума на самое насущное: не мешать тем, у кого в те годы ещё была Мечта.




Другие статьи в литературном дневнике: