Гений чистой красоты

Марина Сапир: литературный дневник

После чтения Платона и консультации с Сергеем Пургиным (специалист по античности в УрГУ), я поняла, что выражение "Гений чистой красоты" у Пушкина означает мифическое существо, которое посредничало между людьми и богами для того, чтобы внушать людям вдохновение, откровения и т.д.


Я писала ("Мимолетное виденье? Настоящая любовь?"), что Пушкин должен был взять это выражение у Жуковского. Сейчас понятно, что Жуковский имел в виду сократовских \ платоновских гениев - даймонов. Стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье" - включает мотивы стихотворений Жуковского "Я музу юную, бывало" и "Лала Рук", где это выражение упоминается.


Это стихотворение Пушкина нельзя называть биографическим, потому что у Пушкина не было лет, когда бы он жил "без божества, без вдохновенья ...". Я сильно подозреваю, что и оригинальное стихотворение Жуковского ("Я музу...") о том, что у него пропало вдохновение, было, скорее всего, уже фантазией на некоторую литературную тему.


Анне Керн пора отдохнуть.


Я внесла исправления в текст https://proza.ru/2022/02/18/1217.



Другие статьи в литературном дневнике: