Интересная статья годичной давности в
https://dzen.ru/a/Yo4Eg7ow0x2WNbZK
о спектакле театра Мейерхольда (с тех пор уже уничтожен министерством культуры) по книге Замятина "Мы".
Автор пишет: жизнь
" ставит человеека перед выбором: счастье без свободы или свобода без счастья?
Режиссер постановки Иван Титов сам так рассуждает об этом выборе:
«На протяжении всей человеческой истории мы вынуждены делать выбор, потому что эти два понятия, видите ли, несовместимы. А может дело вовсе не в том, что вышестоящие не предоставляют нам свободу, которой, к слову, сами не обладают. На мой взгляд, все гораздо прозаичнее: наше рабское сознание всячески избегает и боится этой самой свободы, потому что проще, когда тебя все-таки направляют. Так легче, спокойнее, надежнее»."
Таким образом, статья как бы сочувственно относится к идее свободы.
Тем не менее, все комментаторы (за исключением одного) высказываются против свободы с разной степенью агрессивности. Это не тролли, люди пишут культурным русским языком, развернутыми предложениями.
Вот наиболее характерный ответ:
"Любое общество иерархично- от пчелиного роя или муравейника до птичьей стаи, отары или народа. И любое общество- это ограничение свободы. Не нравится- есть необитаемые острова. Добывать кушать, согреться и укрыться придется самому, никто, как в обществе, не будет пахать на тебя. Свободу, как правило, требуют бездельники. Тем, кто "пашут" на работе, на свободу и времени нет. А у нас в стране вообще особая ситуация. Огромные пространства требуют сильного управления. Вспомните- те периоды истории, которыми мы сейчас гордимся, проходили в периоды особо жесткой несвободы. Так что мы хотим: оставить после себя наследие, которым бы гордились потомки, или пожить в свободе, о которой потом будет и вспомнить нечего?"
Вместо "свобода или счастье" комментатор ставит вопрос "оставить наследие после нас или пожить в свободе".
Да. Вот как ответил Пушкин:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1836 г.
Свободу с большой буквы писал. Пушкин себе поставил памятник, а не фараону. Оставил великое наследие именно потому, что ценил Свободу и других учил тому же. Свобода, по Пушкину, - быть в своем творчестве послушным только "веленью Божию", как сам человек его понимает.
А оспоривать глупцов бесполезно.
Или вот еще представляю себе разговор. Моисей приходит к евреям, говорит: "Горящий куст... Бог ваших отцов... обетованная земля... то да се". А ему в ответ: "Да ты чё, Моисей? Мы здесь пирамиды строим. На века! Наши потомки будут нами гордиться. А чего мы оставим после себя на твоей свободе? Кому она нужна? Только лентяям. Уж не иноагент ли ты?"
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.