Еще про свободу воли

Марина Сапир: литературный дневник

Я снова возвращаюсь к Толле, к его ответу о свободе воле (я писала об этом здесь https://proza.ru/diary/marinasapir/2022-12-21). Он говорит, если человек контролируется своим Эго, то его поведение обусловлено его историей и окружением. У него нет личности. Если он просвещенный человек и действует под влиянием "мирового сознания", то он действует правильно, не субъективно, у него нет личности. И нет свободы воли.


В любом случае свободы воли нет, личности нет. Это означает, что после смерти ничего нет: умирает "никто", возвращается в ничто.


Это противоречит наблюдениям над творчеством. Творчество разных творцов совершенно различно, по стилю можно узнать творца. Различия нельзя считать ошибками - это разные взгляды на мир. Это значит, что творят личности. Личности существуют. И свобода воли должна состоять в том, чтобы действовать в соответствии со своей личностью.


Как написала моя мама, Ася Сапир:


***
Моим дыханьем дышит слово
и повторяет сердца стук -
так вечно новы, вечно снова
стихи рождаются не вдруг.


Во мне иль вне существовали,
бесплотной тенью вкруг земли, -
но без души моей едва ли
"вочеловечиться" б смогли.


2008.



Другие статьи в литературном дневнике: