169

Ььььь: литературный дневник

Смех — на то и смех, на то и стихия, игра, лукавство, чтобы в своем движении смешивать разнородные мотивации, а то и подменять одну мотивацию — совсем другой. Начав смеяться, мы словно поднимаем якорь и даем волнам увлекать нас в направлении, заранее непредсказуемом. Над чем именно и почему именно мы смеемся — это то так, то эдак раскрывается и поворачивается в самом процессе смеха, и здесь всегда возможна игра смысловых переходов и переливов; ею, собственно говоря, смех и живет. Это чувствует каждый, кто не обделен либо вкусом к смеху и опытом смеха, либо, с другой стороны, духовной осторожностью, т. е. примерно тем, что в аскетике принято называть даром различения духов. Мы по опыту знаем, сколько раз совесть ловила нас на незаметных подменах предметов смеха, на внутренних отступничествах и мгновенных сдвигах духовной позиции, которые именно смех делал возможными. Уже то определяющее для феноменологии смеха вообще обстоятельство, что нервно-мускульная реакция, разбуженная мыслью, подхватывает порыв мысли и тут же перехватывает у нее инициативу — мы только что смеялись, потому что находили мысль смешной, и вот мы уже находим другую мысль смешной, потому что продолжаем смеяться,— уже оно облегчает любые подмены.



С. Аверинцев (критика смеховой культуры Бахтина)


http://ec-dejavu.ru/n/Ne_smeh.html



Всего интереснее здесь та мысль, что смех подменяет мотивации. Начав смеяться над одним, мы продолжаем смеяться над чем-то другим. В этой реакции заметен тот человеческий порок, что люди переносят свою реакцию (чаще всего страха) с одного на другое. Человек, которого страшит что-то, - а страшит человека то, что имеет над ним власть, - превращает свой страх в смех, то есть как бы берёт паузу, чтобы быстро подыскать себе объект, на который он смог бы излить тревогу, ненависть или боль. Или же напротив - своё счастье, своё довольство, свои надежды. Бывает и такой смех.


Смех это стремление к соглашению. Приглашение к диалогу взамен репрессий и в то же время - необъявление войны, такая лицемерная добродетель (см. Философию Диалога у Бахтина)



Другие статьи в литературном дневнике: