183

Ььььь: литературный дневник

https://web.archive.org/web/20161101041242/http://www.literature.by/phil/journal_20.html


"Имя" и "иметь" в русском языке - слова однокоренные.
Десятью категориями, или наиболее общими родами (классами) у Аристотеля являются:


1 Субстанция, или «сущность». Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности «первыми сущностями» отличая их от «вторых сущностей», которые являются универсалиями. Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность.
2 Количество (сколько) — пространственно-числовые характеристики вещи. Все средневековые споры о природе континуума, бесконечно большого количества и бесконечно делимого являются длинным комментарием к тексту главы 6. Она оказала большое влияние на развитие математических идей в средневековый и позднесхоластический период.
3 Качество (какое) — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи.
4 Отношение (то, по отношению к чему) — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой.
5 Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения.
6 Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий.
7 Состояние, положение (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга.
8 Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»).
9 Действие (действовать) — произведение изменения в некотором другом предмете.
10 Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.


По мнению ряда философов, Аристотель вывел систему категории непосредственно из греческой грамматики - то есть приписал онтологическую значимость частям речи. Например, категории сущности соответствуют существительные, категории действия - глаголы действительного залога и т.п.


Сущность – существительное (человек).
Количество – числительное (один, несколько).
Качество – прилагательное (старый, молодой).
Отношение – степени сравнения (первый, последний, выше других).
Место – наречие места (на улице, под горой).
Время – наречие времени (сегодня, вчера).
Положение – непереходный глагол (стоит, лежит).
Обладание – греческий перфект страдательного залога (одет, разут).
Действие - глагол действительного залога (бежит, побеждает)
Претерпевание – глагол страдательного залога (его гонят, избивают).



Так вот, значения слова "иметь" в нашем языке бывают двух видов: субстанция (1) и обладание (8). В результате мы путаем одно с другим.


Все эти категории можно представить принадлежащими двум характеристикам бытия: пространству и времени. Времени принадлежит "быть" (первые четыре категории). Пространству принадлежит "иметь" (последние четыре категории).


ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ДУГИНА, ИСТОРИЧЕСКИ ТАК СЛОЖИЛОСЬ, ЧТО МЫ ТРАКТУЕМ СЛОВО "БЫТЬ" КАК "БЫТЬ У КОГО-ТО" (ТО ЕСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ КОМУ-ТО).



Гусейн Гасанов:
"Когда мы говорим о 10 аристотелевских категориях, мы в общем должны вспомнить о самом этом слове "категория". Что это такое? Это слово состоит из 2 частей: приставки "ката" и глагола, обозначающего речь. Вот это "ката" показывает направление речи, цель того о чём мы говорим. Категория - это слово, обозначающее любую реальность, являющуюся предметом речи и мысли.


Аристотель умел видеть сходства не просто одного с другим, но и всеобщую связь явлений. Аристотель предположил, что можно создать сеть категория, пользуясь которыми мы и описываем и познаём и просто видим мир.


1 Что?


- пространство и время
2 Где?
3 Когда?


- качество и количество
4 Какой?
5 Сколько?


- отношения
6 В каком отношении? (связь с 5 катег.)


- действия
7 Что делает?
8 Что испытывает?


- состояния и обладания
9 В каком состоянии пребывает?
10 Чем обладает?



__________________
Части речи в русском языке:


/////////////////
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):


-ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (1. что?)
-ГЛАГОЛ (7. что делает? 8. что испытывает? 9. в каком состоянии пребывает? 10. чем обладает? (также сюда можно 2 другие самост. части речи - ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ))
-ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (4. какой?)
-ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (5. сколько?)
-МЕСТОИМЕНИЕ (6. в каком отношении? (не уверен))
-НАРЕЧИЕ (2. где? и 3. когда?)
-СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (9. В каком состоянии пребывает? (Еще в XIX веке ученые – филологи А. Х. Востоков и А. А. Шахматов высказывали мнение, что слова типа «холодно», «душно», «стыдно» отличны от наречий, так как имеют категорию времени и лица (а точнее, безличности). Исследователи сближали эти слова с глаголами, тем более что они также в предложениях являются сказуемыми.
Эти части речи могут выступать только в качестве составного именного сказуемого. Грамматическое оформление времени (настоящего, прошедшего или будущего) и наклонения (только изъявительного или условного) берет на себя глагол-связка «быть» и т.п.)
Слова категории состояния используются только в безличных предложениях.)


/////////////////
СЛУЖЕБНЫЕ части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):


-ПРЕДЛОГ (к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя и др.)


-ЧАСТИЦЫ (ни, кое-, -нибудь, -либо, -то, ли, пусть, даже, лишь, уж, почти, хотя бы, только, разве, дай, неужели и т. п.)


-СОЮЗЫ (сочинит.: да, и, а, или, но, либо, также, тоже; подчинит.: прежде чем, когда, пока, чтобы, что, как, потому что, так как, благодаря тому что, будто, так что, словно, раз, если, хотя, для того чтобы и пр.)


-МЕЖДОМЕТИЯ (эх ты, батюшки, слава богу, хлоп!, бах!, мяу-мяу и т.д.)


-СВЯЗКА (это, есть, является, значит)
//////////////////////////////



Фон для рассуждения о категориях у Аристотеля составляет платоновский анализ понятия «бытие»: 1. бытие как существование и 2. бытие каким-то образом или в каком-то качестве (в диалогах «Парменид» и «Софист»). Противопоставление бытия самого по себе и бытия относительного играло значительную роль в философских дискуссиях прежних времен. Многие философы позже ругали Аристотеля за то, что в первой категории (категории сущности) он объединил два несовместимых понятия. Ведь у Платона «бытием самим по себе» были «идеи», для Аристотеля им стала «сущность». Потом аристотетевское «бытие в отношении» стало отправной точкой для создания учения о различении значений слов (т.е. научного познания; здесь совершился отход от поэтической речи).
Метод Аристотеля таков: он рассматривает отдельного человека и спрашивает, какие осмысленные высказывания можно сделать об этом человеке?


Так он выделяет 10 категорий: 1) он человек («сущность»); 2) он единосущен («количество»); 3) он образован («качество»); 4) он старше/младше/выше/умнее другого («отношение»); 5) он здесь, в Ликее («место»); 6) он - сейчас, сегодня («время»); 7) он сидит («положение»); 8) у него есть сандалии и тога («обладание»); 9) он говорит («действие»); 10) о нем говорят («претерпевание»).


T.о., категории представляют собой ТИПЫ ПРЕДИДКАТОВ, которые могут быть высказаны о каком-либо предмете.


ВПРОЧЕМ, В ДРУГИХ СВОИХ ТРУДАХ АРИСТОТЕЛЬ ДАВАЛ ДРУГОЕ КОЛИЧЕСТВО КАТЕГОРИЙ, ИХ БЫЛО ТО 6, ТО 8... РАЗОБРАТЬСЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНО И ВЕРОЯТНО ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОПЫТАТЬСЯ ПРИЛОЖИТЬ ВСЁ ЭТО К СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ, А НЕ К ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМУ.



Другие статьи в литературном дневнике: