190

Ььььь: литературный дневник

Итак, в Эрраглоссии 20 глав.
10 из них нужно посвятить идее обладания (повествование от имени неживого объекта (Упор на фактологичность, истинное положение дел) Вводится рассказчик. Он просто наблюдатель, не участвующий в происходящем, 3 лицо)
Другие 10 глав - идее бытия (рассказ от имени живых субъектов (Упор на интерпретацию фактов) Повествователь - активный участник описываемых событий, 1 лицо. Главная роль отведена эмоциональному впечатлению.)


Каждая глава, рассматривая заданные события, актуализирует тот или иной аспект вещи (по Аристотелю) или ту/иную часть речи - наречие, прилагательное, существительное, глагол и т.д. Таким образом, актуализируется "наречность" предложения, "прилагательность" и т.д.
В первом случае это традиционная запись: субъект + действие + объект
Во втором случае это феноменологическая запись, где субъект не вполне отделен от объекта и выполнение действия отнюдь не очевидно.

Выходит, каждая глава - демонстрация особого способа мышления:
- в первом случае это мышление близкое к метонимии (мышление направленное на сужение, на формульность, на число, на статику, на пребывание в рамках одной системы).
- во 2 случае это метафорическое мышление (мышление направленное на расширение избранного понятия, на язык, на динамику, на серфинг между схожими аспектами различных систем)


По сути традиции Гоголя и Лермонтова в русской литературе это традиции аналитического и синтетического художественного текста.



Другие статьи в литературном дневнике: