Аристотель строит свою философию по принципиу топологии. То есть как бы в пространственных рамках. И раз в основе его рассуждений лежит пространство, то мы можем сказать, что аристотелевская философия близка к дионисийству.
От пьяных игрищ с вакханками дионисийство таким образом переродилось в то, что у нас сегодня надёжно ассоциируется с Логосом Аполлона, в метафизику Аристотеля.
Почему так?
Дело в том, что мы говорим о Логосе вообще. О некоей парадигме, в свете которой живёт та или иная система воззрений.
- Аристотель отрицает платоновские идеи, их вечность и удалённость. Но признаёт эйдосы, то есть существование идей в вещах (усия).
- Аристотель отрицает хору, как существующее независимо ото всего пространство. Но признаёт (гюле) материальность.
Выходит, что Аристотеля нужно прочитывать, опираясь на его представление о месте (топос). Аристотель говорит, что всё определяется топосом, его учение это учение о месте. Итак, с чем мы имеем дело в таком случае?
По Аристотелю место (топос) вещи это не то место, где находится вещь. Если, допустим, стул исчезнет с того места, где он стоял, то заодно с ним по Аристотелю исчезнет и пространство, которое этот стул занимал собой. Оно не существует в отрыве от вещи.
То есть пространство принадлежит вещам, а не вещи пространству.
Поскольку у нас не аристотелевское, не дионисийское сознание, такая логика кажется нам странной. Но она на самом деле и является настоящим выражением аристотелизма, а не то, чему учат сегодня в ВУЗах. Итак, ключ к пониманию настоящего Аристотеля лежит в осознании роли места (топоса) в его построениях.
Каждая вещь согласно Аристотелю стремится к своему месту. Место вещи это то куда движется вещь.
/////////
Здесь ещё нужно высказаться о причинности Аристотеля. По Аристотелю имеется 4 шага причинности:
- причиняющая причина. (То, что даёт импульс к жизни вещей)
- материальная причина (То, как материально выражается вещь)
- эйдетическая причина (То, какое содержание несёт в себе вещь)
- целевая причина (То, что является целью существования вещи)
/////////
Иными словами, всякая вещь "движется" (во времени и пространстве) согласно вот этим четырём шагам. Но самый главный шаг здесь это четвёртый шаг - целевая причина. То есть для Аристотеля важно, КУДА движется вещь. Она движется на своё место; на то место, которое она должна занять. Соответственно, любое место для вещи - это неправильное место. Правильное место вещь занимает в конце своего жизненного цикла (напомню, что под вещью может быть понято что угодно, от тривиального стула до специфических понятий высшей математики).
Итак, вещь стремится к открытию собственной сущности, то есть находится в постоянном поиске своего места. Но она никогда не может его найти. Найдя его, вещь перестаёт существовать. И лишь одна вещь от века находится на своём месте - это Бог. Бог находится в центре мира. Это средоточие пространства. Все вещи группируются вокруг Бога, постоянно стремясь приблизиться к нему и потому мешающие друг другу. Но поскольку Бог есть сама жизнь, вещи вынуждены всё же двигаться. Таким образом формируется круговое движение, хоровод.
Вещи, которые движутся по кругу, не приближаясь к центру и не удаляясь от него, это правильные вещи по Аристотелю.
Значит вещь это не то, что дано, а то, к чему она движется. И хотя она движется по кругу она всё-таки правильная вещь. Её существование богонаправленно.
Логос Диониса описывает мир с позиции вот такой двигающей по кругу вещи.
Логос Аполллона тогда описывает мир тогда с позиции центра этого круга.
А Логос Кибелы описывает мир с позиции самых удалённых значений этого круга.
Поэтому наш мир, мир феноменов, - это мир Диониса. Философия Диониса это философия "явленного", наличного, но это никак не философия материализма.
И Аристотель, несмотря на то, что о нём преподают сегодня, это вовсе не идеолог материи, и не отец нынешнего нашего хамского отношения к миру.
И когда мы начинаем заниматься логикой Аристотеля и открываем для себя законы тождества, отрицания и исключенного третьего, мы должны помнить, что сам философ применял три этих правила только для математики и для духовной жизни. Но как только Аристотель переходит к физике, он говорит, что каждая вещь есть форма и содержание. То есть, где здесь закон логики? Выходит 1=2. Вещь это форма и содержание.
Как только Аристотель переходит к физике вся его логическая модель подвергается существенной трансформации. С точки зрения строгой логики это неприемлемо. Попираются все три закона.
А дело в том, что Аристотель имел ввиду что в физике, то есть в приложении к жизни, законы логики действуют приблизительно, нечетко. Хотя логика сама по себе есть строгость мышления, применительно к жизни она должна подвергаться коррекции.
И далее в риторике у Аристотеля мы находим подтверждение этому: "Риторика есть ни что иное как искажение логических законов. Риторические тропы, например такие, как ирония и метонимия это по сути попрание логики."
Так вот изучение физики по Аристотелю возможно только с точки зрения риторики. То есть по Аристотелю законы математики и законы Бога следует изучать при помощи логики, а физику - с помощью тропов. И единственно правильной наукой о мире тогда будет поэзия.
Сегодня, в наше время, со всех кафедр говорится, что существует точное научное знание о мире, что Аристотель не догадался применить свою логику для изучения материального мира. Совершенно не упоминается, что Аристотель призывал изучать мир с помощью поэзии.
Первыми об этом сказали Брентано, Гуссерль и Хайдеггер. Они провели дионисийскую ревизию аристотелевского наследия.
Дионисийство это наш вечно ошибающийся человеческий ум. Аполлонизм это идеальный ум Бога. Кибела же безумна.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.