191 Топос Аристотеля. Дугин

Ььььь: литературный дневник

Аристотель строит свою философию по принципиу топологии. То есть как бы в пространственных рамках. И раз в основе его рассуждений лежит пространство, то мы можем сказать, что аристотелевская философия близка к дионисийству.
От пьяных игрищ с вакханками дионисийство таким образом переродилось в то, что у нас сегодня надёжно ассоциируется с Логосом Аполлона, в метафизику Аристотеля.
Почему так?
Дело в том, что мы говорим о Логосе вообще. О некоей парадигме, в свете которой живёт та или иная система воззрений.
- Аристотель отрицает платоновские идеи, их вечность и удалённость. Но признаёт эйдосы, то есть существование идей в вещах (усия).
- Аристотель отрицает хору, как существующее независимо ото всего пространство. Но признаёт (гюле) материальность.


Выходит, что Аристотеля нужно прочитывать, опираясь на его представление о месте (топос). Аристотель говорит, что всё определяется топосом, его учение это учение о месте. Итак, с чем мы имеем дело в таком случае?


По Аристотелю место (топос) вещи это не то место, где находится вещь. Если, допустим, стул исчезнет с того места, где он стоял, то заодно с ним по Аристотелю исчезнет и пространство, которое этот стул занимал собой. Оно не существует в отрыве от вещи.
То есть пространство принадлежит вещам, а не вещи пространству.


Поскольку у нас не аристотелевское, не дионисийское сознание, такая логика кажется нам странной. Но она на самом деле и является настоящим выражением аристотелизма, а не то, чему учат сегодня в ВУЗах. Итак, ключ к пониманию настоящего Аристотеля лежит в осознании роли места (топоса) в его построениях.


Каждая вещь согласно Аристотелю стремится к своему месту. Место вещи это то куда движется вещь.
/////////
Здесь ещё нужно высказаться о причинности Аристотеля. По Аристотелю имеется 4 шага причинности:
- причиняющая причина. (То, что даёт импульс к жизни вещей)
- материальная причина (То, как материально выражается вещь)
- эйдетическая причина (То, какое содержание несёт в себе вещь)
- целевая причина (То, что является целью существования вещи)
/////////
Иными словами, всякая вещь "движется" (во времени и пространстве) согласно вот этим четырём шагам. Но самый главный шаг здесь это четвёртый шаг - целевая причина. То есть для Аристотеля важно, КУДА движется вещь. Она движется на своё место; на то место, которое она должна занять. Соответственно, любое место для вещи - это неправильное место. Правильное место вещь занимает в конце своего жизненного цикла (напомню, что под вещью может быть понято что угодно, от тривиального стула до специфических понятий высшей математики).
Итак, вещь стремится к открытию собственной сущности, то есть находится в постоянном поиске своего места. Но она никогда не может его найти. Найдя его, вещь перестаёт существовать. И лишь одна вещь от века находится на своём месте - это Бог. Бог находится в центре мира. Это средоточие пространства. Все вещи группируются вокруг Бога, постоянно стремясь приблизиться к нему и потому мешающие друг другу. Но поскольку Бог есть сама жизнь, вещи вынуждены всё же двигаться. Таким образом формируется круговое движение, хоровод.
Вещи, которые движутся по кругу, не приближаясь к центру и не удаляясь от него, это правильные вещи по Аристотелю.


Значит вещь это не то, что дано, а то, к чему она движется. И хотя она движется по кругу она всё-таки правильная вещь. Её существование богонаправленно.


Логос Диониса описывает мир с позиции вот такой двигающей по кругу вещи.
Логос Аполллона тогда описывает мир тогда с позиции центра этого круга.
А Логос Кибелы описывает мир с позиции самых удалённых значений этого круга.


Поэтому наш мир, мир феноменов, - это мир Диониса. Философия Диониса это философия "явленного", наличного, но это никак не философия материализма.
И Аристотель, несмотря на то, что о нём преподают сегодня, это вовсе не идеолог материи, и не отец нынешнего нашего хамского отношения к миру.


И когда мы начинаем заниматься логикой Аристотеля и открываем для себя законы тождества, отрицания и исключенного третьего, мы должны помнить, что сам философ применял три этих правила только для математики и для духовной жизни. Но как только Аристотель переходит к физике, он говорит, что каждая вещь есть форма и содержание. То есть, где здесь закон логики? Выходит 1=2. Вещь это форма и содержание.
Как только Аристотель переходит к физике вся его логическая модель подвергается существенной трансформации. С точки зрения строгой логики это неприемлемо. Попираются все три закона.


А дело в том, что Аристотель имел ввиду что в физике, то есть в приложении к жизни, законы логики действуют приблизительно, нечетко. Хотя логика сама по себе есть строгость мышления, применительно к жизни она должна подвергаться коррекции.
И далее в риторике у Аристотеля мы находим подтверждение этому: "Риторика есть ни что иное как искажение логических законов. Риторические тропы, например такие, как ирония и метонимия это по сути попрание логики."


Так вот изучение физики по Аристотелю возможно только с точки зрения риторики. То есть по Аристотелю законы математики и законы Бога следует изучать при помощи логики, а физику - с помощью тропов. И единственно правильной наукой о мире тогда будет поэзия.


Сегодня, в наше время, со всех кафедр говорится, что существует точное научное знание о мире, что Аристотель не догадался применить свою логику для изучения материального мира. Совершенно не упоминается, что Аристотель призывал изучать мир с помощью поэзии.

Первыми об этом сказали Брентано, Гуссерль и Хайдеггер. Они провели дионисийскую ревизию аристотелевского наследия.


Дионисийство это наш вечно ошибающийся человеческий ум. Аполлонизм это идеальный ум Бога. Кибела же безумна.








Другие статьи в литературном дневнике: