220 Убийство Бога в Новое Время

Ььььь: литературный дневник

Возьмём Фрейда с его психоанализом. Дело в том, что при должном усилии и пиаре такие теории достаточно легко выдумываются на заказ. Это форма социальной инженерии. Существующие причинно-следственные связи толкуются с привлечением самой низменной терминологии, обосновываются исключительно наблюдаемыми феноменами, такими как поведение животных или, к примеру, физические явления. В одном случае внимание концентрируется на похоти и скотстве, в другом на закономерностях вещественных и полевых сред. А ведь всё то же самое могло быть объяснено и в другой риторике.
Отсюда вывод: очень может быть, что фрейдизм - не вдруг открывшаяся истина, а лишь обстоятельно придуманная и тщательно раскрученная затем теория. И такова по идее вообще вся наука.
Если, к примеру, собрать в каком-нибудь подземелье малышей с хорошими данными от природы и вместо нормальной жизни дать им книги, образование и редкое вознаграждение в виде короткой ночной прогулки на свежем воздухе, а в качестве рая пообещать им освобождение из подземелья при условии, что прежде им нужно будет выдумать серьёзную объясняющую теорию о психике человека (или о музыке, или ещё о чём-то), то все силы таких детей будут направлены только на достижение цели. О! Эти дети смогли бы породить не только фрейдизм, но и новую математику.
Всё Новое Время могло бы стать продуктом таких невольников.
Разве мы все, живущие в мире, не находимся в таком же положении? К сожалению, немногие в состоянии оставаться детьми до смерти, не каждый способен полвека верить в легенду о рае.


_________


Юнг:
«Когда мы говорим «Я», то при этом не имеем абсолютного критерия для оценки полноты переживания этого «Я». Посему так и случается, что наше представление (реализация) ЭГО весьма фрагментарно, и лишь постепенно, во времени люди узнают все больше и больше о том, что же ЭГО означает для человека. Фактически процесс узнавания «Я» не имеет конца, длится всю жизнь. (Познать самого себя значит познать мир.)»


«Сознание — предмет чрезвычайно своеобразный. Одна пятая или одна третья часть (возможно даже половина) нашей жизни протекает в бессознательном состоянии. Целиком бессознательно раннее детство человека. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в периоды между просыпанием и сном более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии.
Мы не знаем, как далеко простирается власть бессознательного, потому что просто ничего о нем не знаем. Что можно сказать о вещи, о которой не знаешь ничего? Сказать нечего. Когда мы говорим «бессознательное», подразумевается, чтоы мы что-то передаём этим термином, но фактически, мы передаем то, что ничего о бессознательном не знаем. У нас есть только непрямые доказательства, что существует некая ментальная сфера, пребывающая по ту сторону сознания. Есть также некоторые научные суждения, приводящие к заключению, что бессознательное существует. Из продуктов или результатов, которые наше бессознательное продуцирует, можно прийти к определенным заключениям относительно его возможной природы.»


Так мы и делаем постоянно. Достраиваем мир из продуктов своего бессознательного. Бессознательное это Бог в некотором смысле. Наблюдаемый Бог. Это та часть бесконечной реальности, которую нам только ещё предстоит выхватить, познать и проработать.


Чем отличается религия от науки?
Религия не может быть выдумана подобным образом. Она глубоко таинственна. Бог принципиально не познаваем. Вернее его можно познавать бесконечно.



Другие статьи в литературном дневнике: