223 Структура мифа. Ступени индивидуацииВсе мифы имеют примерно одну и ту же структуру. В любом мифе есть свой Бог. Свой падший ангел. Свои жрецы. Свои герои и свои жертвы. Свои артефакты. Своя идеология. Свой язык. Юнг периодизирует процесс индивидуации, проходимый человеком в течение жизни: 1. Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление – первая стадия индивидуации. Уже здесь подстерегает большое количество сложностей. Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. Система осоциальных отношений подобна пожирающей матери, которая даёт ребёнку тысячи возможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Потому первым шагом на пути индивидуации является символическое отключение от ложных идентификаций. 2. Следующей ступенью является встреча с тенью. Тень – персонификация всего не принимаемого в нашей психике. Мифы полны образов «враждующих дуалей»: Каин и Авель, Христос и Иуда, Фауст и Мефистофель. Встреча со своей теневой противоположностью и разрушение фиксированной идентификации с эго – мучительная, но неизбежная, стадия индивидуации. 3. Следующей ступенью является встреча с Анимой, для женщин – с Анимусом. По своей природе эти архетипы половых противоположностей достаточно двойственны. С одной стороны, это спасаемая принцесса (у женщин – герой-освободитель), с другой – это вечно совращающие сирены, валькирии, русалки (у женщин – демонические мужчины). Психологически стадия освобождения Анимы (Анимуса) соответствует освобождению внутренней женственности (мужественности) от власти материнского (отцовского) начала. Эти мотивы будут самым подробным образом разобраны в дальнейших лекциях, и сейчас идёт исключительно схематичное ознакомление с темой. 4. Открытие себя Богу. Установление позитивного контакта с Анимой в большинстве мифов является итогом, что заставляет юмористов иронизировать на тему «а что же происходит с принцем после свадьбы?». А после свадьбы, то есть после иерогамии и интеграции своих женственных (мужественных) аспектов, следует установление контакта с нашей внутренней божественностью. В юнгианской традиции мы принципиально не пользуемся проективным термином «бог» (давно скомпрометированным мировыми религиями), заменив его на более научно-нейтральное «Самость». Самость – это центр и основа всякой психической жизни, богообраз в нашей психике. © Copyright: Ььььь, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|