223 Структура мифа. Ступени индивидуации

Ььььь: литературный дневник

Все мифы имеют примерно одну и ту же структуру. В любом мифе есть свой Бог. Свой падший ангел. Свои жрецы. Свои герои и свои жертвы. Свои артефакты. Своя идеология. Свой язык.


Юнг периодизирует процесс индивидуации, проходимый человеком в течение жизни:


1. Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление – первая стадия индивидуации. Уже здесь подстерегает большое количество сложностей. Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. Система осоциальных отношений подобна пожирающей матери, которая даёт ребёнку тысячи возможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Потому первым шагом на пути индивидуации является символическое отключение от ложных идентификаций.
Таким отключением может быть символический уход из дома. В мифах герой оставляет дом своих родителей и устремляется в странствие. Он перестаёт быть “дитем своей матери” и становится полноценной отдельной единицей. Это означает разрыв с семейным бессознательным и начало собственного самоопределения. Проявлением этой ступени часто является подростковый бунт, который, к сожалению, в силу своей бессознательности, в 95 процентах из ста заканчивается полным поражением и возвращением к состоянию “дитя своей матери”, хотя в роли матери может выступать что угодно – работа, семья, президент. Бессознательный инстинкт индивидуации порой даёт о себе знать, но увы, в силу бессознательности самого индивида оказывается потерянным.
В древних культурах были разработаны особые инициации взросления, зачастую достаточно жесткие. Их цель – отделение индивида от семейного бессознательного, разрушение идентификации с прежним состоянием ребёнка через символическую смерть и новое рождение в принципиально новом качестве. Отсутствие в современной культуре подобных инициаций и является причиной повального невротизма и инфантильности.


2. Следующей ступенью является встреча с тенью. Тень – персонификация всего не принимаемого в нашей психике. Мифы полны образов «враждующих дуалей»: Каин и Авель, Христос и Иуда, Фауст и Мефистофель. Встреча со своей теневой противоположностью и разрушение фиксированной идентификации с эго – мучительная, но неизбежная, стадия индивидуации.


3. Следующей ступенью является встреча с Анимой, для женщин – с Анимусом. По своей природе эти архетипы половых противоположностей достаточно двойственны. С одной стороны, это спасаемая принцесса (у женщин – герой-освободитель), с другой – это вечно совращающие сирены, валькирии, русалки (у женщин – демонические мужчины). Психологически стадия освобождения Анимы (Анимуса) соответствует освобождению внутренней женственности (мужественности) от власти материнского (отцовского) начала. Эти мотивы будут самым подробным образом разобраны в дальнейших лекциях, и сейчас идёт исключительно схематичное ознакомление с темой.


4. Открытие себя Богу. Установление позитивного контакта с Анимой в большинстве мифов является итогом, что заставляет юмористов иронизировать на тему «а что же происходит с принцем после свадьбы?». А после свадьбы, то есть после иерогамии и интеграции своих женственных (мужественных) аспектов, следует установление контакта с нашей внутренней божественностью. В юнгианской традиции мы принципиально не пользуемся проективным термином «бог» (давно скомпрометированным мировыми религиями), заменив его на более научно-нейтральное «Самость». Самость – это центр и основа всякой психической жизни, богообраз в нашей психике.



Другие статьи в литературном дневнике: