395 Конфликт как имя земной мудрости

Ььььь: литературный дневник

Сперва я хотел бы указать на фундаментальную оппозицию, о которой всё время почему-то забывают: существует логика намерений и логика фактов, и они принципиально несводимы друг к другу.


(В учении Фрейда логика намерений фигурирует под именем принципа удовольствия, а логика обстоятельств названа принципом реальности?)


1) Логика фактов издавна называлась судьбой, случаем, роком, Провидением. Она описывается диалектически. То, что вторгается в жизнь извне, независимо от наших желаний и устремлений. Это неподконтрольная нам данность. Мы можем пытаться её осмыслить, но не можем владеть ею.
2.) И наоборот - логика намерений связана с нашими представлениями, с нашими ценностями, с нашей верой и волей. Её определяем мы сами. Она описывается метафизически.
Эта логика – логика намерений - сформирована оценками, мнениями и опытом личностного пребывания в мире. Это не всегда настоящие мои мысли и выводы. Я, как и все люди, нахожусь в плену с детства заданных способов обработки данных. К ним относятся: культура, в чреве которой я рос, грамматика русского языка, уровень моего интеллекта, психологические потрясения детства и много чего ещё (в первую очередь, конечно, родительские установки). Но какими бы не были эти влияния, - слабыми и косвенными, мощными и прямыми, - все они принадлежат мне. Через них, как через увеличительное стекло, я смотрю на окружающий мир. Такое субъективистское стёклышко есть у каждого, и никто не в силах избавиться от него. Мало того, если я претендую на некоторую субъектность, я не должен отказываться от своих убеждений добровольно, но только под нажимом ударов судьбы, т.е. логики обстоятельств.
Между прочим, если перенести эту модель на науку, то станет ясно, что она вовсе не нейтральна в описании природных закономерностей - потому что имеет строгие философские установки. Но это маленькое отступление…


Так что же говорит моя логика намерений о логике обстоятельств?


Попытка осмыслить логику обстоятельств приводит к следующим выводам: бог это конфликт.
Что такое конфликт? Конфликт – это некая длящаяся ситуация борьбы между 2 (или больше) акторами.
Число 2 здесь имплицитно предполагает возможность задействования в конфликте и большего количества разных акторов, но для удобства и в угоду логике далее лучше придерживаться дуализма. Соответственно конфликт – это единое целое, монада, заключающая в себе несовместимую двойственность и – шире – множественность.
Налицо диалектический принцип, борьба и единство противоположностей.


Целью каждой из сторон является самоутверждение, но методы разные: одна сторона утверждается через приобщение к объекту, слияние с ним; другая – через насильственное обладание объектом. Соответственно суть конфликта заключается в вопросе любви и власти, тождества и различия.

В данном рассуждении акцент сделан на различии, на конфликте, но можно было бы посмотреть на ситуацию и с позиции тождества. Но, во-первых, я - мужчина, а во-вторых, по-моему, рассмотрение этой схемы с позиции тождества создавало бы неживую конструкцию, то есть воплощённую смерть. Конфликт же, парадоксальным образом являясь способом соединения противоположностей в целое, ещё и предполагает непреходящую активность борьбы - жизнь.
Конфликт, поставленный в качестве единого первопринципа, уже сам по себе является парадоксом.


В чём заключается смысл этого парадокса? Хайдеггер, критикуя Аристотеля за неправильное употребление понятия «быть», нащупал именно ту тонкость, которая, на мой взгляд, отражает чрезвычайно важный языковой и логический аспект. Хайдеггер заострил внимание на глагольном и не глагольном значении слова «быть» и строго отделил одно от другого. Наверное, первый в истории философской мысли. Слово «быть» может плясать от употребления в значении факта до употребления в значении действия. На примере этой модели легко объяснить, как я понимаю суть выше приведённого парадокса: конфликт - то, что одновременно есть и бытийствует. ОН ЕСТЬ КАК ЕДИНЫЙ БОГ, А БЫТИЙСТВУЕТ И ЗОВЁТСЯ - КОНФЛИКТОМ. Такой вот монизм-дуализм. Но всё это относится только к наличествующему миру.



Другие статьи в литературном дневнике: