398 По следам статьи А. Бовдунова

Ььььь: литературный дневник

Вся соль, вся беда современной культуры в том, что она зациклена на одном способе познания мира – на аналитике, на «рацио-»


Наш «рацио-» или то, что мы называем разумом, стремится именно ухватить, разделить, проанализировать то, что жаждет познать. И в этом он подобен охотнику. Именно такое познание, которое по своей сути есть власть, насилие, расчленение, омертвление, овеществление живого мира – основа современной западной технической цивилизации. Теодор Адорно, характеризуя репрессивный характер стратегий Модерна, отмечал, что «Просвещение относится к вещам точно так же, как диктатор к людям». Но до Реформации на Западе знали и 2 других типа познания. Какие?


1.) Познание путем обращения к «фантазмам», или познание фантасмагорическое.
Представление о нем появилось у средневековых читателей Аристотеля. Платоники проводили четкую грань м/д душой и телом, но оставалась проблема их связи, то бишь проблема передачи чувственного знания от души к телу и наоборот. В средневековом европейском аристотелизме проблема этого дуализма (а заодно и вытекающего из него дуализма объекта и субъекта) была решена следующим образом:
между душой и телом помещался особый аппарат, составленный из «пневмы» (духовная материя). Этот аппарат, как пишет Кулиану, «дает необходимые условия разрешения конфликта между телесным и умозрительным: он настолько тонок, что приближается к природе души, и все-таки он материален, а значит - может входить в контакт с чувственным миром».
Без этой астральной пневмы, замечает ученый, по представлениям Средневековья и Возрождения душа и тело ничего не знали бы друг о друге и были бы слепы в том, что не касается их непосредственной области. Работой этого аппарата сообщения 5 органов чувств человека трансформируются в фантазмы, то есть внутренние образы, которые воспринимает индивидуальная душа.
Кулиану пишет: «Процесс познания был возможен только в такой степени, в которой и чувственные данные, и проявления бессмертной души (самости по Юнгу) трансформировались в фантазмы, образы, проецировавшиеся на внутренний экран сердца индивидуума». И эти проекции, структуры воображения, затем определяют стратегии нашего рационального поведения.


Между чувственным и миром и миром души помещался внутренний или общий смысл, мир воображения (позже это понятие выродится в «здравый смысл» европейского обывателя). Именно с деятельностью в мире воображения были во многом связаны «науки» Возрождения, такие как магия, алхимия, герметические учения. Этот мир был субстанционально общим для всех людей, и потому работа в нём позволяла выходить за пределы индивидуального человеческого состояния. С оперированием фантазмами было связано «искусство памяти» (например мнемотехники Дж. Камилло или Дж. Бруно).


2.) Познание путём поглощения объектом познания. (По сути это экстаз Плотина)
До сих пор познающий находился плену фантазмов, он лишь охотился за знанием. Его окружали, навязанные общей памятью, а потому искусственные объекты. Теперь же, увидев тень истины (потому что истину нельзя созерцать во всей полноте), познающий одномоментно вдруг сам превращается в предмет охоты для истины. Она как бы встраивает его в себя, и он познаёт сразу всё.
Происходит выход за переделы мира фантазии, отказ от памяти, субъект поглощается объектом познания и больше не видит каждую вещь в отдельности, но становится причастен к их общей сути, видит мир как единое целое. Он впервые познает вещи такими, какие они есть, вне категорий «рацио-» и вне посредничества фантазмов.
В этой трансгрессивной операции, адепт становится будто бы «мертвым в жизни», то есть преодолевшим уровень человеческого существования.



Основной принцип Алхимии: «Всё во всём». Алхимия настаивает на неразделимости сущего и предлагает познавать его не аналитическим путём. Но если не аналитическим, то каким? Выше уже приведены 2 формы познания, используемые в эру Премодерна, но позже забытые и утраченные.



Другие статьи в литературном дневнике: