397 Суицид и маркетинг

Ььььь: литературный дневник

37-летняя жительница Британской Колумбии Дженнифер Хэтч перед запланированным уходом из жизни в октябре 2022 года снялась в рекламном ролике компании «La Maison Simons», в котором призналась на камеру: «Несмотря на то, что я ищу помощи, чтобы покончить с собой, со всей болью, даже в эти последние мгновения вокруг еще так много красоты».


  https://www.youtube.com/watch?v=PgGOL7htgg8


Видео длится около трёх минут. За это время под прогрессивную музычку Дженнифер успевает побывать на пляже в окружении близких, набить татушку, пожрать (куда же без жратвы), выдувает мыльные пузыри, в общем напоказ радуется последним мгновениям жизни. 


Когда сознаёшь, что, вообще-то, это реклама самоубийства, возникает чувство невыразимой злости. Закономерен и рождающийся вслед за этим вопросец: а что, собственно, вызывает столь острую реакцию неприятия в этих кадрах?  На мой взгляд её вызывает переплетение 3 факторов. 


Первый: сама возможность такой рекламы. Что происходит? Смертельно больная женщина участвует в рекламе, финансируемой крупной ритейл-компанией. Но рекламируется не одежда и, наверное, не страдания Дженнифер. А что же рекламируется? Рекламируется сама смерть, а точнее «красивый уход из жизни».
Другими словами людям открыто предлагается небытие - предлагается как товар. Причём, если бы тут была какая-то религиозная подоплёка, когда смерть считается переменой так сказать агрегатного состояния души, было бы ещё полбеды. Но нет, в современном западном обществе, построенном на мифе науки, совершенно абсурдно было бы апеллировать к посмертному существованию. Обращение к теме посмертия ставило бы под удар самые основы Модерна. То есть в рекламе эвтаназии, снятой для "прогрессивного общества", правильная подача информации могла быть осуществлена одним-единственным способом: если ты тяжело болен, и у тебя нет денег на лечение, то мы поможем тебе уйти из жизни «красиво». Комфортно. Это предлагается как высшая милость, как образец (а следовательно и как норма) возможного социального отношения к чужому страданию.
Вот это наделение самоубийства какой-то эстетической прелестью, оно очень западное в своей сути. На Западе в отличие, например, от русской православной традиции издавна существовала культура смерти. Имеется вполне авторитетное мнение, что культура эта вызрела ещё во времена римлян и викингов, и за прошедшие 2 тысячи лет лишь совершенствовалась. Западный фашизм, колониализм, такие направления в искусстве как готика, натурализм, пессимизм, группа явлений, обозначаемых как fin de siecle – всё это в той или иной степени обслуживается эстетикой смерти.


Второй фактор: в рекламе поучаствовали друзья и родственники Дженнифер. 
В видеоролике показывается, как Дженнифер и ее близкие размахивают мыльными пузырями на берегу океана, устраивают пикники в лесу с друзьями и смотрят кукольный спектакль…
Просто представьте, вот тётя Таня – ваша смертельно больная двоюродная тётя. Она тайно решила покончить с собой. Всё это пока выглядит возможным и для нашего общества тоже, но далее начинаются несоответствия: тётя Таня сообщила вам о своём замысле и добавила, что хотела бы умереть комфортно. Комфортно и красиво! Ей это важно, но перед тем ещё нужно сняться в рекламе комфортной смерти и хорошо бы вы, как любящий родственник, поучаствовали во всём этом. А вы и не против… Чего не сделаешь ради милой тёти… тем более за бабло.
Наш человек решил бы, что тётя Таня сошла с ума и что надо звонить 03. 
Начиная с того, что запланированная смерть – это вообще не то, что выставляется напоказ. Это сугубое личное дело. Даже не семейное, а именно личное, интимное. И если кто-то всерьёз принял решение свести счёты с жизнью, он берёт и делает. Какому дураку важно, хорошо ли наманикюрен труп на столе у патологоанатома?  Это важно лишь тем, кто абсолютно не верит в возможность продолжения жизни за гробом, то есть целиком отдан миру вещественного... Так что же всё-таки рекламируется?.. Кстати, после съёмок  - уже в последние часы - Дженнифер признавалась близким, что хотела бы жить.  Только дело-то уже сделано, все контракты подписаны. 


Третий: смешивание своего бренда с грязью. Все мы, наученные товарно-денежными отношениями, примерно представляем себе, как работают маркетинговые технологии. Знаем, что нужно раскрутить свой бренд и что подчас доброе имя важнее качества выпускаемой продукции. Знаем мы также простую английскую истину о том, что-де не бывает плохой рекламы. Но выясняется, что ещё как бывает. Сразу после появления на просторах Сети обсуждаемого ролика, который за несколько дней набрал сотни тысяч просмотров, клиенты начали обходить стороной продукцию прежде горячо любимой ими компании «La Maison Simons». (Культура смерти – это одно, а реклама суицида – совсем другое. Люди не дураки). Закономерен вопрос, что же заставило очевидно неглупого руководителя фирмы ввязаться в эту странную авантюру? Ведь профит от столь провокационного видео не очевиден, и даже рискован. Значит среди мотивов руководства действительно могут быть не коммерческие интересы. Разве у простого предпринимателя могут быть какие-то некоммерческие мотивы, которые к тому же ещё столь сильны, что он рискует ради них своим именем, своим делом? Ну так что там насчёт теории заговора?



Другие статьи в литературном дневнике: