83. Религиозный аспект в Иллюзии бессмертия Ламонт

Евгений Говсиевич: литературный дневник

83. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В «ИЛЛЮЗИИ БЕССМЕРТИЯ» К.ЛАМОНТА - ИЗВЛЕЧЕНИЕ


1. В другом мире память не сохранит всех подробностей прошлой жизни (как после сна мы не помним всех его подробностей; как мы не всё помним изо дня в день, из десятилетия в десятилетие). Но она сохранит достаточно, чтобы дать человеку ощущение тождества и непрерывности.


Это имеет коренное значение, ибо личность, которая не имеет сознательной связи ни с чем, что происходило раньше, со всех точек зрения будет другой личностью. Лейбниц спрашивает: «Что хорошего сударь, было бы, если бы вы стали китайским императором, при условии, что вы забудете, кем вы были?»


2. Не понятно, становится ли дух, покоряющий смерть, материальной вещью? Получает ли он тело?


3. Личность в промежуточном состоянии от смерти до воскресения – находится ли в сознательном состоянии? Или отошедшая в иной мир душа, будет временно (до воскресения) мёртвой?


4. Мы хотим видеть (в потустороннем мире) тех, кого мы любили именно такими, какими мы знали и любили их на земле. Если же мы увидим их не такими, мы их вовсе не узнаем. Чтобы узнать своих друзей и родных, человек должен найти их в телах, с их знакомыми привычками, голосами и интересами.


5. А если мы будем на разных уровнях (кругах Ада, Чистилища, Рая), сможем ли мы с ними встретиться?


6. Если наше желание прожить на этой земле 70 лет не является гарантией того, что мы не умрём в 35 лет, то где гарантия того, что наше желание жить всегда осуществится, и что мы не останемся мёртвыми, когда уйдём из этой мирской сферы?


7. Ветхозаветные евреи и гомеровские греки считали, что за могилой находится несчастливый и мрачный подземный мир. Эти и другие народы с аналогичным пониманием не обладали пламенным энтузиазмом оказаться в жилище мёртвых. Они не жаждали бессмертия, т. к. не могли вообразить, что человек может вести достойное существование, будучи лишённым своего земного тела.


8. Отцы церкви, обеспокоенные тем, что должна делать душа в промежуток между смертью и воскресением, ухватились за понятие Чистилища.


9. Католическое учение так подчёркивало значение Ада и Чистилища, что едва ли можно было бы ожидать, что массы людей будут особенно сильно жаждать бессмертия.


10. Даже Данте отвёл большую часть «Божественной комедии» описанию ужасов Ада и Чистилища. Рай Данте был гораздо менее убедителен (см. материал о книге Данте «Божественная комедия»).


29.07.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: