Скучают ли беженцы в Европе по России?

Надежда Шевцова: литературный дневник

evasiljeva
4 декабря 2023, 10:23
Категории: Общество Лытдыбр


Много раз знакомые из России спрашивали, как я адаптировалась после получения политубежища в Финляндии, не скучаю ли по родным местам. И я решила рассказать о том, что на самом деле переживают те, кто получил политубежище. Конечно, я не буду рассказывать о других людях, хотя, как оказалось, они проходят точно такие же стадии, но у каждого свои пережитые травмы и эмоции.


Поэтому правильнее рассказать о своих.
Скучаю ли я по родным местам? Однозначно - нет.


Поначалу, в процессе ожидания решения от миграционной службы, все мои мысли были сосредоточены на доказательствах, почему я прошу это самое убежище. И тут каждый проситель становится себе собственным адвокатом, собирая доказательства, и приводя примеры, не только из своей жизни, но и на примерах других людей.


А получив долгожданное решение, на какое-то время ты занят оформлением документов, переездами, пытаясь начать полную интеграцию в незнакомое общество. Внутри голова гудит от того, что есть и языковой барьер, и осмысление по-новому многих вещей. И внутри назревают мини-стрессы. Действительно, начинаешь понимать, что ты оказался в другом мире, и даже на другой планете.


Я четко осознавала, что должна понять и местные законы, и иные подходы ко всему. Словом, как в сатирической сценке: забудьте все, чему учили вас в школе, начинаем сначала. И с языком, как в передаче "Угадай мелодию". Здорово, что финны умеют радоваться и приветствуют любые твои попытки заговорить на их языке, улыбаются, кивают головой, подсказывают.


И вот тут я встретила на этом этапе "родную страну". Удивительно, но когда я встречала соотечественников, уже говорящих по-фински, и пыталась еще коряво произносить финские слова, в ответ слышала:
- Фу, какое ужасное у вас произношение!


Звучало, как пощечина на фоне доброжелательных финнов, которые радовались каждому моему произнесенному слову. И в присутствии русскоговорящих я просто предпочитала молчать из-за их враждебности.


Стали накрывать и фобии, хорошо, что они быстро проходили, я знала, что они пройдут, но бывало очень неприятно.


Первая фобия была неожиданной. На курсы я ездила на пригородной электричке. И невольно стала сравнивать транспорт, и особенно электрички с российскими. Неожиданно вспоминались затхлые запахи российских железных дорог, прокуренные тамбуры, вонючие с запахом мочи, туалеты, и вонь от ржавого железа вагонов российских подмосковных электричек. Я просто чувствовала все это, садясь в комфортабельную электричку в Хельсинки. Все совсем иначе: мягкие удобные кресла, чистота, четкое расписание, движение электричек каждые 6 минут, туалеты, вай-фай, зарядка для мобильников у каждого столика. И возможность закрыть глаза, откинув голову на подголовник, расслабиться. Другой мир. А на станциях с каким-то внутренним злорадством заходила на эскалаторы или в лифты, которые переносили меня вверх или вниз на переходы. А в мозгу сверлила фобия - московские и подмосковные вокзалы с их нескончаемыми металлическими лестницами, высокими ступеньками, где уставшим и измотанным людям надо тащить на себе тяжелый багаж... Брррр... Оглядывалась вокруг, и видела путешественников с сумками или чемоданами на колесиках, беззаботно катящих свою ручную кладь одной рукой, другой попивая душистый кофеек в стаканчике. Да-да в лифт, спуск или подъем на нужную платформу без напряга.


И это было реальным мучением воспоминаний из России и сравнением. Через пару месяцев отпустило...


Вторая фобия, тоже неожиданно возникла после того, как я по скорой попала в больницу. Почти теряя сознание на улице, я отметила, что вдруг вокруг засуетились люди, кто-то вызывал скорую. Машина приехала быстро, уложили на очень удобные носилки, мигом подключили мониторы. Врач связывался с кем-то по телефону, из машины отправляя на компьютер данные работы моего сердца. Приветливые улыбки, спокойный голос. Протягиваю мое удостоверение. Больше ничего не нужно. Ввезли в приемное отделение, и сразу провезли в палату. А там налетели медсестры и санитарочки, приветливые, улыбающиеся, тихие, спокойные голоса, переодели в больничную одежду, показали, где моя одежда, уложили на невероятно удобную теплую функциональную кровать, принесли водички попить. Все по-деловому тихо, спокойно. Отдыхайте, ждите доктора. И я лежала и вспоминала холодные салоны российских скорых, длительное ожидание в приемном покое, орущий и грубый медперсонал, сквозняки в том же приемном покое, жутко неудобные кровати в холодных палатах, особенно зимой. И туалеты, как отдельная достопримечательность каждой российской больницы. О, эти туалеты. Отдельная фобия...


А пока я была уверена, что я в реанимации. За занавесками другие пациенты, каждый подключен к монитору. Целый отряд медсестер расположен за стеклянной перегородкой так, чтобы было видно каждого пациента. И я была уверена, что это реанимация, пока потом не пришло осознание - это обыкновенный приемный покой, причем поликлиники при больнице. Упсс...


Самая крутая реанимация в российских медицинских клиниках выглядела совсем тускло по сравнению с приемным покоем рядовой финской поликлиники...


И обслуживание.. Именно обслуживание - земля и небо, по сравнению с Россией. Это долго занимало мои чувства. И на этом фоне возникла тогда еще одна фобия. Гинекология. Ох, сколько боли и унижений мне пришлось пройти в России во всех этих женских консультациях и гинекологиях. А боль... с каким остервенением нам, женщинам там доставляли эту боль при разных процедурах... И внутри накрывали, причем надолго, вот эти самые воспоминания боли и унижения, которые я подавляла и прятала, живя в России. Вот это были настоящие кошмары. Я глотала валерианку, пытаясь убежать от этих фантомных болей. Внутри это взрывало мозг, скакало давление... Знакомые предлагали сходить к психологу. Но как все это объяснить иностранцу-психологу, который просто не в состоянии понять, что поход к гинекологу, особено в СССР, это была пытка. А манипуляции без наркоза и обезболивания - общепринятая норма издевательств. Не поймет.


Я была на приеме у психолога, пока ожидала решение мигри. И когда, придя на прием, я откровенно рассказала, что меня мучает, и что со мной произошло, доктор-психолог рыдала рядом, и сказала, что она получила от меня жуткий стресс. Обнимала меня на прощание, хлюпая носом и вытирая свои слезы, а у меня после того посещения скакнуло давление на неделю. Нет, тут нужны другие методы...


Через пару месяцев прошло...


Туалеты. Да, это тоже было фобией. В Финляндии в любом заведении очень чистые туалеты. Помимо раковины для мытья рук, в каждой кабинке есть малюсенькая раковина и гибкий шланг с мини-душем, чтобы ты мог нормально подмыться после природного зова. Бумага, столики для пеленания, подгузники и женские прокладки почти везде. В больницах вообще отдельная история. Туалет просто нашпигован разными кнопками, подвешенными на шнурках дополнительными кнопками вызова медперсонала. У унитаза специальные приспособления, ручки, подлокотники, если тебе трудно вставать или садиться, те же подмывалки. Наборы перчаток, шампуней, мыла, дезодорантов... это не описать, это надо видеть. И это для меня, выросшей в СССР, пожившей в России, было внутренним шоком. Накатывали воспоминания о вонючих российских туалетах, особенно больничных с отсутствием воды, грязнющих от фекалий. Бумага? Какая бумага... И это реально мучило, и заставляло появляться откуда-то гаденькому чувству унижения. Почему меня так унижали? Это же пытка в нормальном обществе.


Была у меня и персональная фобия, этот страх периодически продолжает возникать вот уже 7 лет. И пока я не могу от него избавиться. В России силовики из-за моей деятельности часто налетали по утрам и проводили у меня в квартире обыски. Процедура стрессовая, неприятная до омерзения. И любили они вламываться в мою квартиру по утрам. Дядьки в погонах валили моих домочадцев лицом в пол, переворачивали вверх дном мою квартиру, уносили компьютер с принтером. Бывали и вежливые, но хрен редьки не слаще. Однажды, спустя десяток лет с того, как это началось, меня пригласили к судебным приставам, и предложили... забрать изъятые у меня компы. О, это было смешно и грустно, целая комната у приставов была выделена под склад изъятой у меня компьютерной техники.


- Это все мое?
- Ваше, забирайте.


Ну и нафига изымали? Запугать хотели? 18 компов с теми же принтерами, колонками я вывозила на отдельной грузовой машине. А сколько таких утренних налетов было без изъятия техники... Вы думаете, правозащита - дело в России безопасное? С 2000 года меня кошмарили силовики постоянно.


И вот эта фобия - раннее утро, я не могу спать, подсознательно жду, что в моей квартире раздастся звонок, стук, и начнут выламывать двери... До сих пор накатывает. И когда я избавлюсь от этих воспоминаний - не знаю... Потому что за ними сразу всплывают штормом и другие: задержания, прослушки, слежки, похищение ребенка, пытки над ним... Это не исчезнет никогда, это глубокая рана на всю жизнь.


Создала успешный бизнес. Не поделилась? Рейдерский захват, убийство близких. Написала книгу об опасных продуктах - экстремист, собрала людей на защиту своих конституционных прав - лидер- экстремист. Система ломает в России самых одаренных, умных и независимых, калеча жизни, не давая ни каких перспектив для развития. Ты должен быть "серой мышью", и, возможно, тебя не заметят. Ты раб в этой системе, молчи и терпи. И вырваться из нее в свободное общество - ты предатель! Родину не любишь. И с их совковым мышлением ничего нельзя сделать. Их можно только привозить и показывать им, как тут живут люди. И они все-равно не поверят, скажут, что это специально для туристов построено.


И с войной в Украине сейчас так же. Им не доказать, что они агрессоры и убийцы. У их СВО и освобождение 45 миллионов украинцев от их жизни, и это у них в головах - хорошая идея. У них это не геноцид, не убийство, а героизм.


Там другой тип мышления. И когда такие совки проявляют себя в Европе, их к психиатрам направляют на лечение. Потому что европейцам не понять, что это нормальные люди, и их психика просто исковеркана с детства. Их бы лучше на родные болота вернуть, а не лечить.


Но вернемся к теме. И еще одна фобия, которая приходит в снах: огромные расстояния в той же Москве. Длинные и широкие проспекты, это не показатель удобства. Чтобы добраться в нужное место, нужно ехать, идти. И в той же Москве за день ты можешь посетить не более 2-3х мест, остальное время тупо сжирает дорога, не важно, на чем ты едешь. Все абсолютно неудобно... А если затарился продуктами, то с сумками преодолевать гигантские расстояния, отрывая себе руки - сомнительное удовольствие.


Сейчас я живу в пригороде Хельсинки. До электрички или автобусов ровно 5 минут хотьбы. Каждые 6 минут проходят электрички и до центра Хельсинки, до вокзала, распложенного в центре столицы 15 минут езды в удобном вагоне. А там 10 метров и остановки метро, трамваев, автобусов. Все компактно, по ровным дорогам без грязи и луж. Без напряжения и в очень комфортных условиях можно добраться до нужного присутствия, посетить магазины, интересные места. Все лаконично и компактно. ВО всех магазинах одинаковые продукты, нет смысла затариваться где-то далеко от дома. ну разве что захочется чего-то экзотического. Да и там рядом удобный транспорт.


Насчет еды...Я очень переживала, приехав в Финляндию без денег. И стоило мне обратиться в полицию, как меня тут же разместили в первом моем лагере беженцев. Первый вопрос сотрудника был таким:


- Вы голодны? - И не смотря на позднее время, меня проводили в столовую и накормили ужином.


Еще одна фобия - еда и питание. В Финляндии невозможно оставаться голодным. Это надо быть настолько паталогически ленивым, чтобы остаться без еды, даже при отсутствии денег. Мой первый опыт был еще в лагере беженцев. Кормежка там была расчитана, в основном, на арабов. Денег у меня не было, чтобы что-то купить в магазине, и хотелось чего-то дополнительно вкусненького. И мне рассказали и показали, где можно взять бесплатно еду. И вот тогда, впервые стоя в очереди меня накрывало разными чувствами.


Первое - стыд. Как это я, стою в очереди, я что, нищая? Стыдно просить еду, - твердил голос в мозгах, а другой сопротивлялся: ну ты в чужой стране, тебя никто не знает, несколько минут позора, и ты с полной сумкой идешь домой. И, опуская глаза, стесняясь, я подставляла у прилавка свою сумку, в которую финны накладывали мне овощи, фрукты, йогурты, молочку, колбасы, сладости к чаю, хлеб, а в довесок, шампуни, средства гигиены...


Помню, пришла в свою комнату, начала выкладывать эти "богатства", пробовать не знакомые мне вкусняшки. Чувство радости сменялось недоумением, растерянностью, а затем и болью по российским старикам, бедным людям. Вспоминалась моя соседка с 2мя детьми, которая работала нянечкой в садике. И она в бидон сливала то, что не доели малыши: супы, каши, компоты. Все в один бидон, и этим кормила своих детей, потому что зарплата мизерная, на еду не хватало. А в выходные на ночь они ели семечки, чтобы не засыпать голодными... И образ этой семьи моих соседей стал моим кошмаром на несколько месяцев...


Да, позже я поняла, что в этом обществе люди спокойно приходят за бесплатной едой. Кто-то копит себе на подарок, у кого-то есть реальные трудности, кто-то просто экономит. И нет ни чего зазорного стоять в такой очереди. Это нормально, а не стыдно. Но стоило мне в соцсетях поделиться своими чувствами и подобными историями, как из российского сегмента слышалось: Нищая, побирушка, чуть ли не помоечная... и этоусиливало мнй беспричинный стыд перед реально голодающими в России


Ложный стыд - то что очень сильно развито в постсоветском обществе. И его надо было искоренять внутри себя. А это оказалось очень трудно.


Еще одной фобией из этой же серии были секонд-хенды. Впервые с этим я столкнулась в лагерях беженцев. Особенно там, где меня разместили на длительное ожидание. Пустая комната, кровать, есть туалет (со всеми прибамбасами) и душем. Сотрудник принес так называемый старт-пакет, в котором были подушка, одеяло, комплект белья и мыльно-рыльный набор. Я бежала только с собственными вещами, зимой. Пара свитеров занимали уже много места в багаже. И надо было обустраиваться. И впервые сотрудник отвел меня в подвал, огромное помещение, заваленное мешками, тюками с одеждой:


- Выбирай.


И мне было стыдно, опять почему-то стыдно, хотя рядом в этих мешках копались арабы и африканцы, выбирая для себя просто горы одежды. Помню, как подобрала себе куртку, ботики, кроссовки и все.


- Все? - недоуменно спросил сотрудник лагеря


А когда я была переведена в лагерь длительного ожидания, почти на постоянное место жительства, то там в комнате у меня тоже были только стол и кровать поначалу. И так же сотрудник отвел меня в подвальное помещение, где уже стояли контейнеры с плечиками, на которых висела разнообразная одежда.


- Выбирай.


Но реальным шоком было другое помещение, в которое мы пришли. Это был склад всего, что необходимо для хозяйства и даже домашнего декора: шторы, полотенца, ткани. Отдельно стеллажи с посудой всех видов, ложки, вилки и все, что необходимо в хозяйстве для кухни. Комбайны, кофемолки, тортницы, микроволновки, и там же утюги вперемешку с подсвечниками, статуэтками, пылесосами...


- И я могу взять что угодно?


- Выбирай, - улыбнулась сотрудница лагеря.


И я, счастливая, тащила из этого заветного подвала то, что потом согрело и украсило мое время пребывания в этом лагере. Моя пустая комната превратилась в уютный мой первый дом в чужой тогда еще стране.


Да, внутренний постсоветский червячок продолжал грызть, взывая к совести, мол, стыдно брать, ты не нищенка, потом купишь... Но тут, я задушила этого червячка в зародыше. К Рождеству моя комната сияла и рождественскими украшениями. Но верхом совершенства тогда был диван из натуральной кожи, ну, абсолютно новенький. И этот диван придавал уюта моему жилищу. А еще директор лагеря привезла мне из своего офиса удобное кресло на колесиках.


Мои первые вещи в чужой стране, как они грели.


И вспоминалось, с каким трудом, влезая в кредиты, я в России приобретала мебель, всякую кухонную электронику, стиральную машину, за которую больше года выплачивала кредит. Все это пришлось бросить. А тут, о, электронный штопор фирмы Сименс! Для прикола забрала себе) и как ребенок радовалась и первой кофемолке, и кофемашине, и первой микроволновке... Все только начинается...


А получив убежище, а вместе с ним и квартиру, столкнулась с пустыми стенами, которые нужно было заполнить. И тот же секонд-хенд спас сразу. Финны любят покупать много разных вещей, как дети попользуются ими пару месяцев, потом меняют на новые. Многие бренды не распродают вовремя свою одежду, и меняя коллекции, сдают в секонд-хенды абсолютно новые вещи. Да много чего...


И походы в кирпутории, так называют такие магазины - это нормальное дело. Чего тут только не продают. И тем не менее, я долго ощущала этот самый ложный стыд, выращенный в совке, давила его в себе всеми силами.


Живя в полученной квартире, сталкиваюсь постоянно с тем, как люди просто выбрасывают на помойку работающие плазмы, ноутбуки, пылесосы. И мой первый пылесос на внж я притащила именно с помойки. Просто стало интересно, работает или нет? Работает. Почему выкинули? Встретила соседа, который выкинул: потому что фильтр забился. И купил себе новый. Этот тоже новый, меняй фильтр и забирай... Вот и забрала...


А еще новый знакомый просто позвонил в дверь и вкатил мне на колесиках стиральную машину с вертикальной загрузкой, подключил, пользуйся, а потом так же привезли и телевизор с огромным экраном. Бесплатно, обустраивайся, учи язык. И наворачивались слезы от того, что ты не одна, и вот так люди желают тебе помочь от всего сердца.


Но когда опять же рассказывала подобные истории в соцсетях, встречала ну просто оголтелую агрессию со стороны "дорогих соотечественников", которые активно поддерживали мои фобии. Позже поняла, что нет смысла делиться этими впечатлениями. Живи, обустраивайся на новом месте, как можешь, изучай законы, обычаи страны, ставшей тебе второй матерью-родиной. И не обращай внимания на бесноватых, оставшихся там за поребриком.


- Украину поддерживаешь? Дважды предатель, ату ее!


"Пошли они в баню, эти соотечественники", сразу решила я. Устроишься на работу, постепенно заменишь все вещи на новые, забудешь как страшный сон, весь этот совковый быт с его извращенным пониманием жизни. Главное, не дружить тут с россиянами, с теми, у кого двойное гражданство. Совок из их головы не вытравить. Такие же злобные, завистливые, всем не довольные. Хотя, умора, они мотались все время в Россию, везя туда родственникам финские продукты, которые они набирали... догадайтесь где - на тех же раздачах бесплатных продуктов. Но это секрет, не роняйте их имидж богатых и зажиточных людей) Таких людей тут я знаю уже много.


Да, любое европейское государство создано для того, чтобы в нем было удобно жить каждому гражданину. Да, тут работают социальные службы и тысячи общественных организаций, готовых придти к тебе на помощь. Да, тут не стыдно показать, что ты слаб, растерян, в стрессе, и попросить помощи. И помощь придет почти мгновенно. Да, тут масса отзывчивых местных жителей. И да, тут совершенно иной мир.


Как и в любом обществе здесь всякие люди встречаются, но главным остается посыл: не стесняйся, ни на кого не смотри, живи, как тебе удобно. Это твоя внутренняя свобода, и она гарантирована Конституцией, которую свято соблюдают. И есть единственное требование: не нарушать законы и платить налоги. Именно из налогов и формируется любая социальная защита государства, те удобства, от которых у приехавших из стран третьего мира, рвет крышу и появляются фобии. И все это надо пережить, перезагрузить в мозгах, осознать, что нет больше тех российских страхов и ужасов, и больше не будет.


Поэтому нет ни какого сожаления о том, что я покинула совок. И вспоминаю жизнь в нем, как отдельный ужас, нанесший мне массу микротравм, начиная с детского сада и школы. И лишь живя здесь, понимаешь, в насколько униженном состоянии тебя держат те же школы, жкх, поликлиники, начальники на работе, и любая уборщица, готовая тебя обматерить и унизить просто так. Грязные не освещенные улицы, разбитые дороги - мои воспоминания на каждый день, когда я гуляю по уютным освещенным аллеям парков в Финляндии.


Ни какого сожаления, кроме одного: потерянного времени на все те издевательства, которыми называется "русский мир" и "жизнь в России".



Другие статьи в литературном дневнике: