Эффект Манделы и собака Шрёдингера

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

Посмотрела фильм 2019-го года "Эффект Манделы", сюжет которого посвящен (что очевидно) эффекту Манделы.


ЦИТАТА:



"...В 2013 году большое количество людей в интернете внезапно начали обсуждать смерть политического и государственного деятеля Нельсона Манделы. Люди были убеждены, что политик скончался в тюрьме в 1980-х годах. Кроме того, они даже могли вспомнить выпуски новостей с сообщениями о смерти Нельсона Манделы. На самом же деле политик был освобождён в 1990 году и скончался в 2013 году. Для объяснения этого ложного коллективного воспоминания, а также других примеров Фиона Брум ввела термин «эффект Манделы».



Посмотрев фильм, я крепко задумалась. Ничего похожего, с чем обычно связывают признаки "эффекта Манделы" я не припомню. НО! У меня есть эпизод из детства, который я и моя старшая сестра помним по-разному.


Ситуация была такая. Мне было лет, может, двенадцать. Мы со старшей сестрой стоим на железнодорожной платформе в поселке Северка и ждем электричку. Лето, на платформе много народу. Электричка уже появилась из-за поворота и, описывая дугу, приближается к платформе.


И тут откуда ни возьмись появляется стая собак - их было 5 или 7 штук. И начинает перебегать пути практически прямо перед подъезжающим составом. Самые крупные и быстрые собаки легко перемахнули через рельсы, но вот одна маленькая собачка, размером чуть меньше болонки, бежала самой последней. Она успела перепрыгнуть через первую рельсу и оказалась в пространстве между рельсами - и тут ее накрыла электричка.


Я зажмурилась, думая, что сейчас будет мясо. Все люди на платформе замерли в шоке. Электричка продвигается вдоль платформы и останавливается. Я с опаской открываю глаза и... И вижу, что эта собачка не стала пытаться перепрыгнуть вторую рельсу пока состав ехал и залегла в пространстве между рельсами. Как только электричка остановилась - она встала на лапы, перемахнула через препятствие и побежала догонять стаю.


Вот такая история.


Но, что удивительно, моя старшая сестра помнит эту историю иначе. Она утверждает, что собачка погибла под колесами электрички и она это отчетливо помнит. Странная ситуация получается в итоге: воспоминание об одном и том же событии с кардинально разными финалами! А проверить, кто прав, а кто нет, никак нельзя - где сейчас найдешь других свидетелей?..


Так как не известно, чье воспоминание соответствует действительности, то получается какая-то собака Шрёдингера: собака и осталась жива и погибла одновременно. Можно ли отнести это событие к эффекту Манделы? Не знаю...



Другие статьи в литературном дневнике: