Система образования как матрица

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

Сегодня в новостной ленте увидела такой пост:


"В Ейске школьнику снизили оценку за собственное мнение. 10-классник Влад написал сочинение про осень. В нем парень заметил, что, по его мнению, из-за занятости люди перестали замечать прекрасное в этом времени года. "Человек не пытается разглядеть хорошее, а сразу видит плохое", — написал Влад.


Учительница поставила за работу тройку и добавила замечание: "Твоего мнения никто не спрашивал. Его очень много!" Этой историей поделилась сестра школьника".


На самом деле история показательная.


Показательная тем, что наглядно демонстрирует, что в нашей системе образование творческий подход к осмыслению учебного материала не просто не приветствуется, а еще и наказывается.


Я тоже сталкивалась с подобным подходом. При прочтении "Преступления и наказания" я, например, испытывала по отношению к Мармеладову только отвращение и презрение. И я с радостью бы выразила свое мнение в сочинении, но, как я обнаружила, что в сочинении учащийся не имеет права высказывать свою точку зрения. Он должен сказать то, чего от него ждет учитель - который пользуется методичкой, где написано, что надо жалеть Мармеладова, тем самым косвенно оправдывая его алкоголизм. Вот поэтому все сочинения пишут по шаблонам (которые дает сам учитель, или содержатся в книжках "Все сочинения по литературе"), примерно таким:


""Oтeц Coнeчки Mapмeлaдoвoй – oтcтaвнoй чинoвник. Koгдa-тo oн был пoчтeнным cyпpyгoм и yвaжaeмым члeнoм oбщecтвa. Ho бeдa нe зacтaвилa ceбя ждaть. Oвдoвeв, oн внoвь вcтyпaeт в бpaк чepeз нecкoлькo лeт. У eгo cyпpyги Eкaтepины Ивaнoвны блaгopoднoe пpoиcxoждeниe, кoтopым Ceмeн 3axapoвич oчeнь гopдитcя. Oн и paд был бы oбecпeчить eй дocтoйный ypoвeнь жизни, нo пocлe выxoдa в oтcтaвкy пpoкopмить ceмью, в кoтopoй тeпepь к тoмy жe пoявилocь тpoe дeтeй жeны, пpocтo нe в cocтoянии. Bыxoд, кaк этo чacтo бывaeт co cлaбoxapaктepными людьми, Mapмeлaдoв нaxoдит в выпивкe. И дaжe тoгдa, кoгдa eмy yдaeтcя нaйти paбoтy, oн нe cyмeл пpoдepжaтьcя бoльшe двyx нeдeль, пocлe чeгo внoвь yдapилcя в зaпoй. Ho пpи вceй внeшнeй нeпpигляднocти Ceмeнa 3axapoвичa в нeм ocтaeтcя живaя cocтpaдaтeльнaя чeлoвeчecкaя дyшa. Oн иcкpeннe любит peбятишeк, a пepeд женой иcпытывaeт глyбoкoe чyвcтвo вины, cмиpeнo вынocя ee yпpeки и дaжe пoбoи. Mapмeлaдoв cмeшoн и жaлoк, нo в cвoeй бeзнaдeжнocти и пoтepяннocти вce жe вызывaeт coчyвcтвиe"


Вот за этот шаблонное сочинение ты получишь 5.


А если напишешь, что Мармеладов - это чертов слабак, который оправдывает свое разрушительное поведение тем, что он, якобы "слишком гордый", чтобы пресмыкаться перед властьдержащими - то получишь на пару баллов меньше. И выговор, мол, ты неправильно понял КЛАССИКА. Хотя, по факту, Федор Михайлович вообще здесь ни при чем, потому что не он навязывает тебе свое видение мира (он просто рассказывает историю) - видение мира тебе навязывает чинуша из минобразования, который решил, что эту книгу надо трактовать именно так, а никак иначе.


И возникает вопрос: КОМУ, МАТЬ ВАШУ, ВЫГОДНО ВБИВАТЬ В ГОЛОВУ УЧАЩИХСЯ, ЧТО АЛКОГОЛИКА НАДО ЖАЛЕТЬ? КОМУ ВЫГОДНО ПРИВИВАТЬ МЫСЛЬ, ЧТО АЛКОГОЛИЗМ В ОТВЕТ НА ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ - ЭТО НОРМА?



Другие статьи в литературном дневнике: