Великая Пятница

Екатерина Домбровская: литературный дневник

"На Кресте пригвоздився, и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш".
(Последование утрени пятницы Страстной седмицы Великого Поста)


+В пятницу Cтрастной седмицы Церковь вспоминает событие, которое можно назвать самым трагическим событием человеческой истории, — распятие и смерть Господа Иисуса Христа.


+В этот великий день исполняются ветхозаветные пророчества об искуплении Спасителем всего падшего человечества.


+Подходит к концу земная жизнь Иисуса Христа, наступает кульминационный момент Cтрастной седмицы: Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения всего человечества.


+События Великой Пятницы отражены в церковных богослужениях этого дня. Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным взором изображает спасительные страдания Господни.


+По церковному уставу день начинается с вечера предыдущего дня, поэтому богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером.


+На утрени Великого Четверга читаются двенадцать страстных Евангелий. В них подробно повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением.


+Во время евангельских чтений верующие стоят с зажжёнными свечами.


+Чтение страстных Евангелий сопровождается пением хора: “Слава долготерпению Твоему, Господи”. Этими словами мы восхваляем великое долготерпение Спасителя во время Его страданий за наши грехи.


+По словам святителя Иоанна Златоуста, во время страшных страданий Господа каждая часть Его святой плоти претерпела бесчестие: глава — от тернового венца, лицо — от ударов и плевков, уста — от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши — от злой хулы, руки и ноги — от гвоздей, рёбра — от копия, а всё тело — от бичевания.


+Но страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Так безутешно скорбит отец, глядя на своё заблудшее и неразумное чадо, на своего блудного сына, который всё сильнее и сильнее ввергает себя в погибель.


+И, как отец не может остаться равнодушным к несчастью отвергнувшего его сына, так и Христос, претерпевая крестные муки, молит Своего Небесного Отца простить Его мучителей: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”. Этими словами Господь являет великую любовь, стяжать которую он завещал Своим ученикам и последователям.


+“Был час третий, и распяли Его, — повествует Святое Евангелие. — И была надпись вины Его: Царь Иудейский”.


+“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.


+Свершилось немыслимое для Ангелов и человеков. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтобы спасти своё любимое создание — человека.


+Смерть и погребение Сына Божия Святая Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня (по иудейскому времяисчислению — в девятом), в час смерти Иисуса Христа на Кресте в храмах совершается особый чин — Погребение Спасителя.Он начинается выносом Плащаницы.


+Плащаница выносится священнослужителями из алтаря и возлагается в центре храма для поклонения верующих. Это в 2 часа дня. Плащаница представляет собой плат с изображением умершего Христа и символизирует ту плащаницу, в которую Господь был обёрнут при снятии с Креста и положении во Гроб.


+Плащаница находится в центре храма в продолжение неполных трёх дней — по образу трёхдневного пребывания Иисуса Христа во Гробе.


+В Великую Пятницу не положено совершать Божественную литургию, во время которой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва была принесена в этот день Самим Христом.


+Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы должны благодарить Спасителя за совершенный Им искупительный подвиг, прося Его о том, чтобы Он покрыл Своим милосердием все наши прегрешения и сподобил нас великой радости — встретить светлый праздник Пасхи Христовой.


+"Он уъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились".
(Книга Исайи (53:5))






Другие статьи в литературном дневнике: