Монахиня Ермогена. Дневники.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Продолжение.
Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни. Слово непорочность означает, что человек стоит пред Богом в покаянии, смирении, ничтожестве, и Господь начинает вести по пути заповедей, и человек ощущает начало прощения Богом его грехов, а далее предстоит путь с Богом по ступеням добродетелей (человек в сердце чувствует начало оправдания пред Богом).

Человек может иметь множество понятий духовных, хороших, высоких. Но сущность его не соответствует им. Надо просить у Господа помощи и, прежде всего, ведения своего реального устроения, того, что на самом деле, по пророку Давиду, всяк человек ложь <Пс 115:2>.

Основа человеческого спасения есть познание своей немощи, которое продолжается в течение всей жизни, открывается в частых падениях словом, делом, помышлением и во многом другом, и в Божией помощи.

Чрезвычайно трудно проходить в этом делании жизнь. Из жизненных наблюдений и личного опыта могу сказать, что редко кто проходит жизнь в этом тяжелом подвиге: не в посте, молитве, бдении — но в познании, при свете Господних заповедей, немощи естества общего и индивидуального. Труд и внешние подвиги нужны, но не подвиг ради подвига, а для испрашивания помощи в борьбе со страстями и укрепления в добродетелях. Труд внешний должен быть, вера в Бога живого и неверие в свои силы. И все страдания посылаются Богом для смирения.

Господь указывает на действие Божией благодати, без которой человек ничто, но это познается не на словах, а на деле совершенно непостижимым для ума действием. Тело человека сотворено Богом, но если оно не просвещено Духом Святым, оно земное, не небесное; Господь просвещает Свое творение и делает его способным быть небесным. Господь наделяет человека тем, чем Сам хочет.

Человек, просвещенный благодатью, входит в волю Божию, человеческая естественная воля умаляется и, если Господу угодно, под действием благодати совсем отходит, и дух человеческий приходит в безмятежное состояние сыновства. Смотрит на Господа в чувстве любви и страха; и Око небесное охраняет его и наблюдает за ним.

Что же предваряет это необычное действие Божие? Познание немощи человеческого естества: тело слабое, неспособное ни на какие внешние, видимые подвиги; ни на пост — насыщается досыта; ни на бдение — требует много сна, слабость невозможная. Тогда душа начинает скорбеть и плакать, жизнь кончается, сам по себе человек ни на что не способен.

Господь дал познание греховности, указывает на греховные язвы — это рождает томление духа, и сердце плачем открывается Богу.

Но и здесь впала в грех — ожидая от сокрушения исцеления; но само сокрушение не является врачующей силой. Врачует Бог. В Его святой воле исцеление, а во мне греховная бездна, которая рождает страх, и ищешь во всем помощи Божией.



Другие статьи в литературном дневнике: