О смирении. Свт. Игнатий Брянчанинов

Екатерина Домбровская: литературный дневник

(Разговор между старцем и учеником его)


Ученик. Что есть смирение?


Старец. Есть евангельская добродетель, совокупля­ющая силы человека воедино миром Христовым, пре­высшая человеческого постижения.


Ученик. Когда она превыше постижения, то как же мы знаем о ее существовании? Тем более, как можем приобресть такую добродетель, которой и постигнуть не можем?


Старец. О существовании ее узнаем при посредстве веры, из Евангелия, а самую добродетель узнаем опыт­но по мере приобретения ее. Но и по приобретении, она пребывает непостижимою.


Ученик. Отчего ж это?


Старец. От того, что она Божественна. Смирение есть учение Христово, есть свойство Христово, есть действие Христово. Слова Спасителя! Научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф.11:29), святой Иоанн Лествичник объясняет так: «Научитеся не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, яко кро­ток есмь и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыс­лей» (Слово 21, гл. 3). Как же постичь свойство и действия Христо­вы? Они и по ощущении их непостижимы, как и апос­тол сказал: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп.4:7). Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие сми­рения; он — действие смирения и причина этого действия. Он действует на ум и сердце всемогущею Божественною силою. И сила, и действие ее естественно непостижимы.


Ученик. Каким способом можно достичь смирения?


Старец. Исполнением евангельских заповедей, пре­имущественно же молитвою. Благодатное действие смирения весьма сходствует с благодатным действием молитвы, правильнее: это — одно и то же действие.


Ученик. Не откажись изложить подробно оба спо­соба к приобретению смирения.


Старец. Они оба изложены в учении святых отцов. Святой Иоанн Лествичник говорит, что одни, водимые Божиим Духом, могут удовлетворительно рассуждать о смирении (Слово 21, гл.3), а святой Исаак Сирский — что Святый Дух таинственно обучает смирению человека, приуго­товившегося к такому обучению (Слово 38). Мы, собирая крохи, падающие с духовной трапезы господ наших — святых отцов (выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника; Слово 21, гл.3), получили о смирении скуднейшее понятие; его и сами стараемся держаться и передавать вопрошаю­щим, как драгоценное предание отцов. Со всею спра­ведливостью можно назвать полученные нами понятия о смирении крохами: самое сокровище, в неисполни­мой полноте его, имеет тот, кто стяжал в себе Христа.


Преподобный авва Дорофей говорит, что «Смире­ние естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям... Тут делается то же, что при обучении наукам и врачебному искусству. Когда кто хорошо выучится им и будет упражняться в них, то мало-помалу от упражнения ученый или врач стяжава­ют НАВЫК, а сказать и объяснить не могут, как они пришли в навык: потому что мало-помалу душа прияла его от упражнения.


То же совершается и при приобрете­нии смирения: от делания заповедей образуется неко­торый навык смиренный, что не может быть объясне­но словами» (Поучение 2 о смиренномудрии). Из этого учения преподобного аввы Дорофея явствует с очевидностью, что желающий приобрести смирение должен с тщательностью ИЗУЧАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ и с такою же тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может прийти в познание сво­ей собственной греховности и греховности всего че­ловечества, наконец, в сознание и убеждение, что он грешнейший и худший всех человеков.


Ученик. Мне представляется несообразным, как тот, кто со всею тщательностью исполняет евангельские заповеди, приходит к сознанию, что он величайший грешник? Кажется: последствием должно быть против­ное. Кто совершает постоянно добродетели, и совер­шает с особенным усердием, тот не может не видеть себя добродетельным.


Старец. Последнее относится к делающим МНИМОЕ ДОБРО ИЗ СЕБЯ , из своего падшего естества. Делающий такое добро по своему разумению, по влечению и ука­заниям СВОЕГО СЕРДЦА НЕ МОЖЕТ не видеть этого добра, не может не удовлетворяться, не восхищаться им; САМ ТЩЕСЛАВИТСЯ им и УСЛАЖЭДАЕТСЯ ПОХВАЛАМИ человечески­ми; ИЩЕТ, ТРЕБУЕТ их; ПРОГНЕВЛЯЕТСЯ и враждует на от­казывающих в похвале.


Он исчисляет свои добрые дела: по множеству их СОСТАВЛЯЕТ МНЕНИЕ О СЕБЕ и, по мнению о себе, мнение о ближних, как составил упо­минаемый в Евангелии фарисей (см. Лк. гл.18). Такого рода дея­тельность приводит к мнению о своей праведности, образует праведников, ОТВЕРГАЕМЫХ Господом и отвер­гающих Господа или только поверхностно и хладно исповедающих Его мертвым исповеданием (Мф.9:13).


Противо­положные последствия являются от исполнения еван­гельских заповедей. Подвижник, только что начнет исполнять их, как и увидит, что он исполняет их весьма недостаточно, нечисто, что он ежечасно увлекается страстями своими, то есть поврежденною волею, к деятельности, воспрещаемой заповедями. Затем он с ясностью усмотрит, что падшее естество враждебно Евангелию.


Усиленная деятельность по Евангелию яс­нее и яснее открывает ему недостаточество его добрых дел, множество его уклонений и побеждений, несчаст­ное состояние падшего естества, отчуждившегося от Бога, стяжавшего в отношении к Богу враждебное на­строение. Озираясь на протекшую жизнь свою, он ви­дит, что она — непрерывная цепь согрешений, паде­ний, действий, прогневляющих Бога, и от искренности сердца признает себя величайшим грешником, достойным временных и вечных казней, вполне нуж­дающемся в Искупителе, имеющим в Нем единствен­ную надежду спасения.


Образуется у него незаметным образом такое мнение о себе от делания заповедей. С достоверностью можно утверждать, что руковод­ствующийся в жительстве Евангелием не остановится принести полное удостоверение в том, что он не зна­ет за собою ни одного доброго дела. Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их, как говорит святой Петр Дамаскин (Добротолюбие, ч.3, книга 1, статья 1). Научи мя творити волю твою (Пс.142:10), вопиет он с плачем к Богу, ту волю, которую Ты заповедал мне творить, которую я усиливаюсь творить, но не могу: потому что падшее естество мое не понимает ее и не покоряется ей. Тщетными были и будут все мои усилия, если Ты не прострешь мне руку помощи. Дух Твой благий, только Он один, наставит мя на землю праву (Пс.142). «Благое не мо­жет быть ни веруемо, ни действуемо иначе, как толь­ко о Христе Иисусе и о Святом Духе» (О законе духовном, гл.2, Добротолюбие, ч.1), — сказал пре­подобный Марк Подвижник.


Ученик. Такое воззрение на себя не приведет ли к унынию или отчаянию?


Старец. Оно приведет к христианству. Для таких-то грешников и снизошел Господь на землю, как Он Сам объявил: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Такие-то грешники могут от всей души при­нять и исповедать Искупителя.


Ученик. Положим, что деятельность по евангельс­ким заповедям приводит к познанию и сознанию сво­ей греховности, но как же достичь того, чтоб признать себя более грешным, нежели все человеки, между ко­торыми имеются ужасные преступники, злодеи?


Старец. Это — опять естественное последствие под­вига. Если пред взорами нашими находятся два пред­мета и один из них мы рассматриваем со всевозмож­ным вниманием и непрестанно, а на другой не обра­щаем никакого внимания, то о первом получаем ясное, подробное, определенное понятие, а по отношению ко второму остаемся при понятии самом поверхностном. У делателя евангельских заповедей взоры ума постоян­но устремлены на СВОЮ греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе но­вых язв и пятен. Открывая их при помощи Божией, он стремится еще к новым открытиям, влекомый желани­ем Богоприятной чистоты. На согрешения ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю придется ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его быва­ет самым поверхностным и мимоходным, как обыкно­венно у людей, занятых чем-либо особенным. Из само­го жительства его вытекает естественно и логически признание себя грешником из грешников.


Этого уст­роения требуют от нас святые отцы (преподобный Нил Сорский. Слово 5, Помысл гордостный). Без такого са­мовоззрения святые отцы признают самый молитвен­ный подвиг неправильным.


Брат сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непре­станная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари» (Алфавитный Патерик). Основание молитвы — глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плач смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклоненным к самообольщению и к бесовской прелести.



Другие статьи в литературном дневнике: