Монахиня Ермогена. Дневники. ч. 4.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Плотский и грешный человек видит себя глубоко неправильно. В своем порочном состоянии он представляется себе гораздо умнее, сильнее и лучше, чем есть на самом деле. А истина в том, что он убог умом, слеп, воля слаба, раб помыслов и бесов. Основа в сердце — грех, а не добродетель. Это мы можем познавать по милости Божией из наших ежедневных падений мыслями, словами и делами, но по гордости мы этого, к сожалению, или не видим, или не придаем этому особого значения, или удивляемся, как могли мы пасть, и предаемся унынию и отчаянию, но только не делаем, что нужно, — и так всю жизнь. Углубленное зрение и сердечное восприятие своего греховного состояния возможно только при помощи Божией и Его святой благодати.


Нужно смирение и помощь Божия. Святые видели, с помощью Божией, свою сущность; кто как червя (пророк Давид <Пс 21:7>), кто смердящим грешником, или покойником, или прахом земным. И в этом благодатном состоянии смирения и покаяния они получали от Бога прощение своих грехов, исцеление от страстей, просвещались Божественным светом и соединялись с Богом.


________


Господь отнял старцев за непослушание. Старец Филарет Глинский говорил: “Кто без послушания подвиг начинает, тот остывает и ослабевает, а кто по послушанию — не остывает никогда. Нет никого, кто принял бы слова Господа простым сердцем и начал бы действовать и исполнять”.


________


Не будем омрачать Божие слово маловерием, противоречить; умирим ум, раскроем сердце, приведем себя в состояние покорности. Господь печется о нас больше, чем мы сами. Нужно раскрыть сердце, чтобы живое Божие слово входило в него, и принимать его с верою. Надо твердо верить, что Господь может все сокрушить , не надо подавляться множеством грехов, надо немедленно каяться.


________


Мы должны иметь стремление не только каяться в своих грехах, но и усматривать причину и глубину греха, то есть наши страсти. От юности мы принимали бесовские, разнообразные, развращающие помыслы, чем глубоко поразили свою внутреннюю сущность, действуя по этим помыслам, чрез это развили свои страсти и возлюбили их. Исполняем же свои страсти часто под благовидным предлогом и считаем себя правыми, а надо, чтобы они нас тяготили сильно. Иногда же они восстают и борют нас уже явно <...>


Среди многочисленных пороков и страстей важнейшее место гордость, самооправдание, замкнутость, неоткровенность и маловерие по отношению к духовнику. Мы должны давать себе отчет в том, как часто мы полностью помрачаемся от своих страстей и врага, оправдывая в различных обстоятельствах себя и обвиняя других, полностью искажая истину, и очень редко и слабо вопием ко Господу об освобождении — потому что они нас мало тяготят.


Господь хочет, чтобы как можно чаще с верою к Нему обращались. Проверяйте почаще свое сердце, и вы увидите в нем окаменелость, хладность, отсутствие смирения, кротости, покаяния, живой веры, любви к Богу и ближнему. Все наши делания обычно мнимо духовные, текут по поверхности, не задевая глубины, сущности (молитва, хождение в церковь, “покаяние” и “добрые дела”).
Как же избавиться от этого состояния?


Помимо нашего желания, совершенно необходимо действие Бога, Его благодати, укрепляющей веру в нашем сердце. Как должны мы это ощущать и переживать? Сердечной верой во Христа, возлюбившего нас, пострадавшего и распятого за нас, исцеляющего и спасающего нас, желающего в нас жить и царствовать, вместо страстей, живущих в нас и оскверняющих нас, ведущих к погибели в вечной жизни. И совершается это действие Божие через духовника. Надо глубоко верить, что через него действует Бог, и обращаться к нему с верой и полной откровенностью и с постоянством исполнять его слова.

Несмотря на все возможности, предоставленные Богом человеку в деле спасения души и бытия его для вечности, человек сознательно и бессознательно уклоняется, не имеет должного желания и мужества подклонить свою волю и положить должный труд. Освободить душу от власти темной силы, которая живет в душе христианина явно и тайно. Мы должны понимать, что не исцелившись, мы не можем двигаться и иметь успеха в духовной жизни.


________


В человека вложено много понятий, возвышенных духовных идей христианского совершенства. Но сущность его им не соответствует. Надо просить у Господа помощи в ведении своего реального устроения — что ты есть на самом деле. По пророку Давиду, всяк человек ложь. Человеку дана возможность видеть эту истину при внимательном прохождении жизни. Одной из основ просвещенной души является вера в Бога как Источник приснотекущий всякой благостыни, самопознание, послушание, смирение. На этой основе должно возрастать семя Слова Божия, Слова Евангельской Истины. Здесь начало внутренней работы и труда.
Бывают случаи, человек отходит от исповеди, а мрак на лице остается — это внешнее отражение души, ее внутреннего устроения. Причины этого:
1. Человек кается не пред Богом, а пред священником как человеком.
2. Темная сила наводит помыслы, как бы чего не забыть, как бы все успеть сказать (священник торопится исповедовать) — как бы добрый предлог. Через этот помысл душа приходит в волнение, сердце делается окаменевшим и выключается из акта покаяния.



Другие статьи в литературном дневнике: