Уходящая натура по-чеховски жива и здравствует

Астахова Светлана: литературный дневник

#Русское_варенье.
Пьеса Людмилы Улицкой.
Постановка в театре
#Школа современной пьесы
Чеховскую уходящую натуру оплакивают и хоронят уже сто лет, а она — гляди ж ты, все живет себе. Судя по пьесе Людмилы Улицкой — живет в подмосковных писательских и академических поселках, на покосившихся дачах, которым на рынке недвижимости грош цена, тогда как земля под ними — золотая.
Это вообще любимая тема писателей, пописывающих для театра: чеховские типы в новой реальности, гибнущие родовые очаги, идущие на сруб вишневые сады и неудавшиеся Шопенгауэры, ишачащие на советской службе. Разница между прочими писателями и Улицкой в том, что она не склонна переоценивать историческую роль интеллигента и хоронить его с оркестром. Интеллигент, по Улицкой, — всегда был и пребудет в веках. Он всегда будет держаться за свои развалюхи по той причине, что в них жили деды, бестолково тратить деньги, которых у него кот наплакал, учить лишние языки, любить не тех, кого стоило бы, производить на свет себе подобных и полную себе противоположность. Могильщик вишневого сада, в интерпретации Улицкой, не поднявшаяся из грязи в князи деревенщина, а родной сын Раневской. А варенье из вишни в ее доме варят, как варили еще при молодом Фирсе. И тоже, заметьте, на продажу. Одним словом, интеллигент достоин того, чтобы над ним с любовью посмеяться.
Меня тянет смотреть эту пьесу даже во дни христианского поста. Может быть, в лице автора пьесы ещё одна ипостась божества, двуличная в отличие от православной Троицы,и ранит до слёз, и манит,


Улицкой удалась чеховская комедия, причем действительно смешная — а это очень редкая птица. У нее чеховские типы выглядят прямо-таки персонажами комедии масок — устойчивыми, легко узнаваемыми. Как в комедии масок, в «Русском варенье» действуют комичные старики, молодежь и слуги. Старики — это влюбленный в балерину пенсионер (Альберт Филозов) и его работящая сестра-переводчица (Татьяна Васильева). Молодежь — наследник-сын Ростислав Лопахин (простите, в пьесе Улицкой он Лепехин) и дочери, то есть три сестры. Есть и «простые люди». Здесь проматывают последние гроши в Париже, молочнице платят в долларах, работает на всю семью один человек, а дом чуть не уплывает «простому человеку», оставаясь, впрочем, в своем кругу. «Простой человек» между тем, захаживая сюда, у хозяев разных слов нахватался: «Многоуважаемая дверь, — оглаживает он новую дверь в сортир, — приветствую твое существование».


Итальянские комики когда-то несли по ходу спектакля отсебятину, сводя наиболее удачные и старые репризы, как диджей сводит пластинки. Любой русский артист, подкинь ему только сюжет, способен сыграть его исключительно чеховскими цитатами. Даже студенты (у Дмитрия Крымова есть такой спектакль — «Торги»). Артисты Иосифа Райхельгауза не исключение, здесь одну только «Чайку» играют в трех видах — саму пьесу, акунинский сиквел и оперетту по ее мотивам. Татьяна Васильева — та когда-то была Раневской в спектакле Театра Антона Чехова. Так что Улицкая могла только наметить сюжетные ходы — диалоги они бы сыграли сами. Но она написала им действительно смешные тексты. Одно только она не рассчитала — хронометраж. У Улицкой на титульном листе написано «без антракта». А театру понадобились целых два перерыва: для перемен декораций Юрия Харикова и еще — чтобы все сыграть и не умереть. Но разве кинешь в Улицкую камень: писатель, сцены не знает.



Чехова, Чехова читайте!
"Я не спала ни одной секунды.. жизнь пропала, молодость пропала", - звучит в голове реплика героини Татьяны Васильевой после просмотра спектакля "Русское варенье" в Школе Современной Пьесы. Давно мечтала увидеть вживую игру этой великой актрисы, и вот она.. мечта. Людмила Улицкая написала шикарное произведение, в котором и отголоски "Вишневого сада", и тонкий юмор, и повседневная действительность в комедийном оформлении. Чехов на современный лад с дворовым гнездом, еще предки, прадед действующих лиц строил этот дом с мезонином, сейчас он совершенно разваливается, всё требует починки, свет постоянно гаснет, дверки шкафа отваливаются, ножки стульев ломаются, выходит из строя канализация, дверь в уборную отпала, крыша протекает, "по стене течет красиво", в финале часть дачи горит, семейство продолжает жить в обуглившихся останках дома. Декорации прекрасно передают облезлость всего, неустроенность и упадок, винтажные вещи соседствуют с потертой штукатуркой и светильниками из ткани, небрежно накинутой на абажуры.
И в этой атмосфере живут духовно богатые "интеллигенты", психологически тонкие люди, поэты в душе, с шикарной родословной, дворянской фамилией Лепёхины. "История нашего рода велика, мы в отдаленном родстве с Буонапартом, с Кутузовыми... а если я хорошенько посижу в библиотеке, могут выясниться такие факты.. мы в родстве с Рюриковичами наконец"))) Пьеса превосходна наиталантливейшей игрой актеров, отличным юмором. В этом красноречивом бездумье, медлительности, молчаливом страданьи столько иронии, и она так близка и понятна. Герои ленивые, скучающие, они сами загнали себя в тупик, философствуют, проявляют невиданую ученость, глубокомысленно рассуждают о судьбах пропащей разрушенной России, "безрукие", но при этом одаренные, мечтательные, возвышенные эстеты. Эта жизненная неприспособленность, драма будничной жизни одновременно смешна и грустна.
Ольга Гусилетова бесподобна в роли младшей дочери Лизика: "Как все вырождаются, особенно мы, вот дядя - профессор, математик, музыкант, любитель балета, мама знает 5 иностранных языков, Варвара из нас самая духовная, Елена здоровая и красавица, а я - дитя престарелых родителей, болезненный ребенок с жуткой внешностью, от богатства предков мне досталось только серое вещество, следующий ребенок был бы кто? маленький ментальный инвалид"))
Остроумие через край, все образы очаровательны, благодарность актерам за прекрасную игру, зал хохотал и смеялся. Очень понравилась музыка.
Семен, почти всегда нетрезвый работяга-барыга, с самого начала пьесы пытается убедить: "Продавать нужно дачу, ведь сгнила вся". А чем закончилась эта история и какая судьба постигла дом, вы узнаете, лично посмотрев спектакль))
***
Во второй раз смотрела спектакль "Русское варенье" в театре "Школа современной пьесы". И во второй раз получила огромное удовольствие, что не удивительно, учитывая, что в этом театре все спектакли на самом высоком уровне, а актерский состав впечатляющий.
Этот спектакль очень тесно перекликается с Чеховским "Вишневым садом". Тоже люди благородного происхождения, тоже дом, тоже нежелание оглянуться вокруг и увидеть, что кроме родословной есть еще и быт, насущные проблемы, которые нужно решать. Люди, которые живут вчерашним днем, при этом смотрят свысока на тех, кто не имеет таких громких имен среди предков. Только что им это дает? Протекающую крышу, засоренную канализацию, отключенный свет и полную разруху. И лишь хозяйка семьи, ее старший сын и младшая дочь понимают, что предки предками, а кушать хочется всегда. И иногда не плохо просто взять и пойти работать...
Очень поучительный спектакль, прямолинейный, язвительный и честный. Рекомендую однозначно!
***
На позапрошлой неделе были в полюбившемся театре "Школа современной пьесы". Плакали, смеялись, путешествовали во времени с героями "Русского варенья". Кто то может сказать, что пьеса проста, занудна, незатейлива, да и Антон Павлович прям со всех швов и портрета на сцене смотрит. Только вот удивительно передан мир "старых дач", тех что стоят с незапамятных времен, стоят на честном слове, и право слово снести, да заново отстроить проще, чем все бесконечные латания и ремонты. Да уж больно пестрая компания собирается под крышей, суетятся все, стучат клавиши, буфет скрипит, да половицы уж прогнили. Но нельзя снести, ведь это же еще деды строили!



Улицкая создала прекрасную, по доброму ехидную вещь, по законам Чеховской комедии. Легко узнаются все Чеховские персонажи, во всех их слабостях, наивности и вечной интеллигентской наивности. Есть тут и старшее поколение, потрясающее ветхим знаменем былых заслуг давно ушедших предков, легко и не считая проживают "ренту" московской недвижимости оставленной папой академиком. "Слуги" потихоньку наживающиеся на бестолковости "хозяев", в тугой узелок потихоньку собирают по "десяточке" . И молодежь, тут кто на богомолье, кто в "гениальное творчество", а кто прям удивительным образом пытается встать и найти место в "современном мире бизнеса". Разговоры, разговоры, не утихают, да только диалоги то не выходят, будто каждый толкает свою речь с броневичка.



Попытки наладить бизнес "почти прекрасны в своей абсурдности". Варить варенья, когда уж давным-давно вишни нет своей, голландской акварелью рисовать этикетки и продавать варенье по 10 долларов за баночку. Если честно в своем фанатическом цеплянии за корни герои доходят до такого абсурда, что уже ждешь "да когда уж взорвут эти останки к чертовой матери!". Ведь финал то понятен, зритель то догадался, пусть и с удовольствием смотрит на отличную игру любимых актеров.



Не буду хвалить Васильеву, она прекрасна, она восхитительна и нежно любима. Для меня настоящим открытием стала Ольга Гусилетова. Иронична, абсолютно естественна, вот прям идеальна со всех сторон и на всю "полутораметровую длину ". Персонаж очарователен в своей самоироничности. Браво!
***
Мне спектакль понравился - во-первых одно только присутствие на сцене таких мэтров как Филозов, Васильева - это уже праздник для театрала, во-вторых порадовали и молодые актеры. Спектакль получился живой, веселый и в тоже время есть над чем подумать. Вообщем, если случиться сходить еще раз, обязательно пойду...
***
Второй раз была в этом театре. Первый раз на комедии по Чехову, а в этот раз на драме по произведению Людмилу Улицкой, но очень казалось, что это снова Чехов...
Увидев декорации, как-то сразу появилось домашнее и уютное ощущение, несмотря на весь бедлам происходящий на сцене.
Хоть в какие-то моменты и казалось, что герои ведут каждый свой монолог, но все таки они одна семья.
Очень понравилась Татьяна Васильева - она прекрасна в роли писательницы, которая не спит ночами, одна зарабатывает, тянет на себе весь дом.
Альберт Филозов в этом спектакле на своем месте, он прекрасен в своей любви к Железной Жизельке.
Но кого хотелось бы особенно отметить - это Ольга Гусилетова, с ней спектакль понастоящему оживает и играет всеми красками.
А вот кого совсем не поняла на сцене, так это Александра Цоя, зачем был этот персонаж, что хотел актер сказать...
И надо прочитать саму пьесу, именно это произведение у Рубиной я не читала, а теперь захотелось.
***
Русское варенье. Какое оно? Обязательно вишневое, сладкое, тягучее, иногда забродившее (при попадании какой-нибудь грязи), иногда - неожиданно - с добавкой осы или вообще мыши. Такова и жизнь семьи московских интеллигентов, абсолютно неприспособленных к современным условиям, и пытающихся выжить на старой разваливающейся даче. Жизнь - тягучая, иногда сотрясаемая негативными по большей части событиями: окончательным засором канализации или отключением электричества в поселке, где, оказывается, все соседи уже продали свои дома. А члены семьи ведут умные разговоры, пьют водочку и ничего не делают, пытаясь продажей варенья из покупной вишни заработать деньги.
Это, конечно, Вишневый сад, Три сестры, где-то Дядя Ваня. Но уже в наше время. И, пожалуй, отношение Улицкой к своим героям более жесткое, чем у Чехова. Фактически образы здесь доведены до абсурда. Причем, когда я читала пьесу, это чувствовалось, но не так сильно. Именно видя все на сцене, ощущаешь весь трагизм ситуации.
Я не знаток Чехова, но думаю, для тех, кто знает и любит его творчество многие фразы и диалоги в спектакле являются отражением его пьес. Играют великолепно! Хороша, конечно, Васильева, чей голос узнаешь сразу, еще в сумраке в начале спектакля. Еще очень понравилась Лиза в исполнении Ольги Гусилетовой.
***
Сказать, что спектакль очень понравился - значит не сказать ничего. Искренняя игра Татьяны Васильевей, юмор Елены
Санаевой, серьезный и естественный Владимир Шульга.
Все произведения Л. Улицкой о жизни. Простым, доступным языком она показывает действительность именно такой, каковой она является. В данной пьесе мы наблюдаем жизнь интеллигентной семьи на подмосковной даче. Работать, кроме Натальи Ивановны, которую сыграла Татьяна Васильева, никто не хочет. Есть доход от сдаваемой московской квартиры и брат Ростислав, который и подарки привезет, и на работу, если нужно, устроит и с ремонтом поможет. Старшая сестра Вава (Татьяна Циренина) полдня проводит в церкви, работать на "государство, которое обокрало народ и на правительство, которое разрушило великую страну" она не хочет и не будет. Средняя сестра Лёля (Екатерина Директоренко) все время уделяет заботе о совей внешности. Младшая Лиза (Ольга Гусилетова) учится в институте, но при случае и по хозяйству поможет, и на станцию подвезет. Как оказывается позже, у Лизы есть "небольшой" источник дохода , на который была куплена машна. Была сочинена история, что ее подарил старший брат Ростислав (Вадим Колганов).



С первых минут просмотра спектакля понимаешь, что "Русское варенье" - это тот же "Вишневый сад" Антона Павловича Чехова стеми же нестареющими проблемами: уходит старое, на место ему приходит новое (в итоге дача продается, на месте дачного поселка появтися парк развлечений), вечная проблема отцов и детей (взаимооотношения Натальи Иванонвы и ее дочерей Вавы, Лели и Лизы), проблема нравственного выбора и ответственности (брат Натальи Ивановны, никого не оповестив, продает дачу, но спасает положение Ростислав, купив семье особняк на Новорижском шоссе).


После прочтения пьесы Чехова остается ощущение тоски и безысходности, в произведении же Улицкой ситуации настолько жизненны и актуальны для современного зрителя, что удержаться от улыбки очень сложно. Спектакль можно смотреть снова и снова, узнавая себя и знакомых в поступках и поведении персонажей, сочувствуя, сопереживая им и справедливо негодуя, узнав о предательстве брата Натальи Ивановны, смеясь вместе с ними и радуясь их небольшим успехам.
Несмотря на сильное сходство с классическим произведением, пьеса остается самобытной, а характеры и ситуации узнаваемы и актуальны по сей день.
Обязательно посетите этот спектакль. Отличное настроение на весь вечер вам будет обеспечено.
***


"Русское варенье" это спектакль поставленный по пьесе Людмилы Улицкой с одноименным названием. В основе ее произведения Чеховские "Вишневый сад" и "Три сестры" только на современный лад. Вот что значит классика на все времена, проблемы, затронутые Чеховым до сих пор актуальны и живы и будут еще актуальными много лет спустя. Поэтому спектакли по его произведениям всегда будут иметь успех и отлично смотреться в любое время.
Вернемся к "Русскому варенью". Герои, а именно мать семейства - Наталья, пишущая перевод для своей невестки за деньги, и единственная хоть что-то делающая. Остальные - ее три дочери, брат, зять и золовка, только делают вид что заняты, постоянно придумывают себе отговорки чтобы не работать и даже сходить купить творог не кому. Живут герои на старой даче, где то отключается свет, то лопаются трубы. Деньги на жизнь они получают от сдачи квартиры в Москве.Они все причисляют себя к древнему роду, интеллигенции, смотрят свысока на "рабочий люд". Но при этом тот же Семен, тот самый "рабочий люд" сантехник, имеет постоянный доход и в конце даже становится владельцем "родовой дачи". Самый приспособленный к жизни и деловой это Родион - сын Натальи. Он постоянно помогает семье и решает их материальные проблемы. Именно он в итоге заставляет всю семью сдвинуться с насиженного места.
Актеры играют отлично, естественно, что главная героиня в исполнении Татьяны Васильевой бесподобна. Все же старая школа заметно отличается. Сразу видно игру профессионалов, им веришь, переживаешь и действительно погружаешься в сюжет. Также хочется отметить и Елену Санаеву, сыгравшую Маканю, очень понравилась мне ее игра.
Одним словом, первое знакомство с театром ШСП прошло более чем удачно. Надеюсь посетить и другие спектакли театра. Ну а "Русское варенье" могу посоветовать всем и любителям классики и не любителям, даже в рамках школьной программы этот спектакль отлично подойдет.


Спектакль очень понравился, рекомендую во первых строках.
Хотя объяснить причину симпатии так же сложно, как пересказать настоящее " чеховское" настроение.
Пьеса правдива,но не цинична.Иронична, но не саркастична. Изящна, и без примеси фальши и натянутости.
Из обычных, бытовых ситуаций снова вырисовывается такой знакомый, местами беспомощный , бессмертный образ " русской интеллигенции", не меняющийся уже столетие.
В зале много смеются, хотя нигде не заявлена комедия.
Игра актерского состава выше всяких похвал.
Ведущие актеры подают свои роли блестяще , но " молодежь" приятно не отстает.
Гарантированные 2,5 часа отдыха и подзарядки для души.
***
Не могу сказать, что я в восторге от спектакля «Русское варенье» В Школе современной пьесы. Людмила Улицкая очень наглядно показала характеры из «Вишневого сада» в современной трактовке. Хотя мне показалось, что время действия – конец 90-х, наша еще недавняя Россия. Были шутки, самоирония, но показанные образы откликались тоской за то, что в России кажется ничего не меняется. За 100 с лишним лет после Чехова ни-че-го… кроме антуража, оформления. Смех сквозь слезы как всегда. Сатира меткая, колкая, досадная. Значит ли это, что постановка удалась? Да. Актерский состав очень сильный. Сыграли как на духу Васильева, Филозов, Санаева донесли до зрителя идею бессмертного чеховского стиля. Спектакль тем не менее смотрится на одном дыхании. Время летит незаметно. И вот уже развязка: кто-то сильный и большой за самих героев решает, какова она будет. Русский «авось-небось» перенес их всех разом в новую для них реальность, не особо интересуясь что каждый из них чувствует к их «вишневому саду». Что ж! Все течет, все изменяется, но только не по сути.
***
Спектакль "Русское варенье"
А в театре фотографии, как в Гарри Поттере!!!!!!! Живые! Представляете! На фотографиях артисты хлопают глазами, двигаются, по-разному садятся. Я была под впечатлением!
Сцена теперь, как мне объяснила подруга, на Белорусской. У нас были очень хорошие места. Даже мне было видно. 9 ряд. Зал малюсенький, но забит полностью.
Декорации... может, поначалу, удивляют, но они полностью вписываются в спектакль: старые тряпки повсюду, старая мебель, старая посуда, рюмки в шкафу. "Стандартная" советская дача, пришедшая в упадок, ведь уже не СССР.
В спектакле очень много звуков. Иногда отвлекающие, иногда идеально подобранные. Кажется, в спектакле звучит все: мебель, невидимая кошка на дереве, звуки природы, скрип старых досок на полу, капли воды по еще пустому тазику. Звуки-звуки. Иногда они заглушали речь, иногда помогали услышать что-то, о чем не говорили герои.
Пьеса Улицкой в трех действиях. Я не поклонница Улицкой, ни разу.
Но я же пришла смотреть на Васильеву!
В спектакле большая неполная семья. Так было часто раньше. Женщина-вдова (Татьяна Васильева), ее брат (Филозов), влюбленный много лет в балерину, сестра бывшего мужа (Санаева), три дочери вдовы (одна уже замужем за бездельником, главная задача на сцене этого актера - переводить кислород в углекислый газ), и сын (типа безнесмен) с женой (типа писательница).
Огромная, не совсем полная семья.
Почему-то хочется начать с Елены Санаевой. Хотя пошла я смотреть все-таки Татьяну Васильеву. Елена совсем не такая, какой я ее помню по фильмам. В фильмах это жеманная, слишком слащавая женщина, которая лично меня жутко бесила. Терпеть не могла ее голос. Фу.
Сейчас на сцене я увидела совершенно другого человека. Пожилая женщина, в которой еще угадываются черты молодой Елены. Голос изменился. Теперь Санаеву по голосу и не узнаешь. Кажется, что она не играет, а, действительно, такая: медлительная, спокойная, чудная, любящая. Теперь у меня ощущение, естественно, неправильное, что Елена Санаева теперь вот такая. Настолько здорово она играет.
Альберт Филозов тоже изменился. Раньше это был такой противный мужчинка, который просто произносил в фильмах слова, которые надо было произнести. Я уже увидела совсем другого актера. В этом спектакле он на своем месте. Режиссер сделал очень верный выбор.
Татьяна Васильева. В ней до сих пор горит огонь. Так и хочется про нее сказать: "прикольная". Понимаю, что нельзя. Но хочется. Когда она выходила на сцену, наступало оживление. Все артисты вокруг начинали двигаться. Великая актриса, артистка. Очень рада, что увидела ее на сцене. Невозмутимая, спокойная, но внутри огонь. Сила духа такая у человека.
Но делала спектакль "смотрибельным", чтобы совсем не уснули зрители, младшая дочь главной героини - Елизавета (Ольга Гусилетова). Играет хорошо. Спектакль оживает. Почти все шутки - ее. Но бесит меня этот персонаж. Шутки глупые часто и притянутые за уши. И вообще, даже манера говорить, ходить - раздражала жутко. Особенно, когда Елизавета, взрослая девица же, нацепила на себя пачку. Слишком-слишком-слишком.
Муж старшей дочери (Александр Цой) решил, что раз его персонаж бездельник, то играть ему совсем не обязательно, ведь можно просто постоять, промычав пару фраз. Поэтому он просто переводил кислород в углекислый газ.
У сына главной героини есть жена. У нас ее играла Джульетта Геринг. Хорошо играла. А вот ее дублер - Татьяна Веденеева. Джульетте почти 40 лет. Сорока еще нет. Ее муж - ровесник. Вот мне не понятно, как 62летняя Веденеева, которую я, в принципе, люблю, играет 40летнюю женщину? До чего мы дошли. Скоро пластические операции позволят в девяносто лет двадцатилетнюю играть? Я под впечатлением. Пусть Татьяна и выглядит на сорок, фигура отличная, но это перебор, по-моему.
***
Очень интересный спектакль, и чувствуется уровень актеров, особенно конечно Васильева, такая звезда! Огромное спасибо за эмоции. Героиня Лиза, кончено, это частичка юмора в этом спектакле) В целом, это лучший спектакль, который я видела на сцене Школы современной пьесы.
***
Представьте. Дача русской интеллигенции. Дача, которая разваливается по частям. На даче живут семь человек! СЕМЬ! А работает только один из них! Московскую квартиру они сдают.



Живут они не в мире, а постоянно ссорятся, ругаются и выясняют отношения.
Живут каждый сам в себе и заняты своей жизнью.
Живут совершенно бесцельно и бессмысленно.



Картина складывается очень удручающая.
Я бы даже сказала - это полнейший хаос!


Спектакль однозначно на любителя, юмор больше саркастический. Но посмотреть его стоит хотя бы для того, чтобы увидеть как могут жить люди и подумать о том, как живешь сейчас ты.
***
Люблю Улицкую, поэтому очень ждала похода в театр. Сразу скажу, что спектакль понравился: и декорации, и актерская игра, и что режиссер Иосиф Райхельгауз не исказил пьесу Улицкой.
Пьеса о вечном. Те же вопросы поднимались и полтора столетия назад героями пьес Чехова. И это доказывает, что история движется по спирали.
Семья Лепехиных ("потомки Лопахиных") живет на старой даче, которая разрушается, но никто не хочет ее ремонтировать, никто не хочет работать, поэтому дачу нужно продавать. Но Лепехины не сдаются до последнего и придумывают бизнес по-русски: варить варенье по старинному рецепты и продавать по 10$ за банку. Но бизнес, конечно, провальный. Вишни своей нет, банки закончились, денег на сахар нет, потому что все потратили на заграничные краски для эксклюзивных этикеток "ручной работы"...
Татьяна Васильева в роли Натальи Ивановны, конечно, замечательна. Но несмотря на то, что на сцене есть такая прима, спектакль заживает Ольга Гусилетова в роли Лизы. Не зря она в своей анкете пишет, что это её любимая роль - непосредственная, с чувством юмора и здравой самокритикой. Но нельзя и не отметить и мэтра "Школы современной пьесы" - Альберта Филозова, который в столь немолодые годы, играет очень бодро и задорно.
В общем, спасибо "Школе" за доставленное удовольствие и приятный вечер. Рекомендую к просмотру.
***
Действительно смешная, динамичная и поистине чеховская комедия. Даже излишний популизм Улицкой и местами совсем уж гротескные пассажи ее не портят. Шутки на злобу дня, колоритные и до боли знакомые персонажи, в общем - три часа отличного настроения.
Честно признаюсь, что шла на спектакль "Русское варенье" в "Школу современной пьесы"с дурным/nредчувствием. И оно меня не обмануло, иначе бы Людмила Улицкая, автор пьесы, не была бы сама собой.
AFTER CHEKHOV
Но начну с хорошего. Безусловно, прекрасный актерский состав и блистательная игра. Да, замечательные декорации, реалистично передающие общую запущенность и обветшалость дома. И даже был 3D-эффект: запах дымка от самовара и строительная пыль после сноса дома.
Действие происходит в Подмосковье в далеком уже 2002 году. Более того, из первоисточника мы знаем точную дату-2 мая 2002 года, чистый четверг. В это время обычно цветут сады. Но мы-то знаем, что вишневого сада нет, он давно вырублен. Главная героиня, Наталья Ивановна, в исполнении блистательной Татьяны Васильевой-это, конечно, же Раневская. У нее три дочери ("Три сестры"). Есть еще старший сын Ростислав Лепехин, предприимчивый новый русский, совсем как чеховский Лопахин. В доме живут несколько человек, но похоже их не очень-то расстраивает печальное состояние дома. Пропадает электричество, протекает крыша, забивается канализация, отваливается дверца у шкафчика, но обитатели дома не делают из этого трагедию и продолжают жить как жили. Вся их обеспокоенность текущим состоянием дел выражается словами "надо бы послать за человеком", т.е. своими руками они ничего не умеют делать. Из всех домочадцев работает и зарабатывает одна лишь Наталья Ивановна. Ее работа заключается в переводе книг на иностранные языки. Но после фразы главной героини "я всегда преподавала, я еще язык не успевала выучить, а уже преподавала" становится ясно насколько "хорошо" она владеет иностранными языками. Старшая дочь Натальи Ивановны Варвара с головой ушла в религию, она обожает старорежимные времена и в знак протеста не хочет работать на это государство. Средняя дочь Елена просто не хочет работать, как тот кот, у которого лапки. Младшая дочь Елизавета, возможно, не такой уж пропащий элемент. Она учится в институте, она не лишена самоиронии и даже зарабатывает какие-то деньги сексом по телефону. Есть еще дядя, брат главной героини, старый ловелас и выпивоха, и Мария Яковлевна, сестра покойного мужа Натальи Ивановны. Именно Мария Яковлевна пытается соблюсти иллюзию порядка в доме, занимается закупкой продуктов, готовит завтраки-обеды на все семейство. Она и инициирует варку варенья во втором акте с целью продажи и вовлекает в этот процесс всех домочадцев. Но для того, чтобы сварить это варенье, надо купить эту самую вишню, т.к. своей вишни нет, сад ведь вырубили. Короче, коммерсанты из них те еще. Единственный человек из этого семейства, который вписался в рынок, это смекалистый старший сын Ростислав. Он мирится с чудачествами своих родных, хоть и называет их малахольными,
"Русское варенье". Спектакль понравился: жизненно, смешно и грустно одновременно. Огромное спасибо Татьяне Васильевой, Елене Санаевой и Альберту Филозову и Ольге Гусилетовой (в роли Лизы)
Пронзительно грустный, а местами очень смешной, спектакль о семье, которая вцепилась в островок своего прошлого и боится отпустить. Ветхий дачный дом - по сути единственное, что держит их всех вместе. Кажется, что и отношения между людьми в этом доме такие же хлипкие и угасающие, как дом, в котором они живут. Писательница, она же мать семейства (Татьяна Васильева), фактически содержит семью - с утра до ночи переводит романы. Ее брат по прозвищу "Дюдя" (Альберт Филозов) пьет - это главное его занятие помимо пустых мечтаний о "красной жизельке" - женщине-мечте всей его жизи. Старшая дочь Варвара (Анжелика Волчкова) ходит в церковь как на работу, показательно отказываясь участвовать в решении любых мирских проблем. Интересы средней дочери замкнуты на себе любимой (Екатерина Директоренко) и муже - несостоявшемся композиторе. И, наконец, младшая Лиза с бойкими рыжеватами кудрями, в мешковатых штанах...остроумная и игривая, а также, пожалуй, самая здравомыслящая из трех сестер. Ростислав - родной
Чеховскую уходящую натуру оплакивают и хоронят уже сто лет, а она — гляди ж ты, все живет себе. Судя по пьесе Людмилы Улицкой — живет в подмосковных писательских и академических поселках, на покосившихся дачах, которым на рынке недвижимости грош цена, тогда как земля под ними — золотая.



Это вообще любимая тема писателей, пописывающих для театра: чеховские типы в новой реальности, гибнущие родовые очаги, идущие на сруб вишневые сады и неудавшиеся Шопенгауэры, ишачащие на советской службе. Разница между прочими писателями и Улицкой в том, что она не склонна переоценивать историческую роль интеллигента и хоронить его с оркестром. Интеллигент, по Улицкой, — всегда был и пребудет в веках. Он всегда будет держаться за свои развалюхи по той причине, что в них жили деды, бестолково тратить деньги, которых у него кот наплакал, учить лишние языки, любить не тех, кого стоило бы, производить на свет себе подобных и полную себе противоположность. Могильщик вишневого сада, в интерпретации Улицкой, не поднявшаяся из грязи в князи деревенщина, а родной сын Раневской. А варенье из вишни в ее доме варят, как варили еще при молодом Фирсе. И тоже, заметьте, на продажу. Одним словом, интеллигент достоин того, чтобы над ним с любовью посмеяться.
© Copyright: Мастерская Сценариста, 2022.



Другие статьи в литературном дневнике: