Экспромты и придуманные апокрифы V

Виктор Еделькин: литературный дневник

"Бедный, бедный мой мальчик, сынок мой, так и не освободившийся от своих детских страхов, смешанных с любопытством и неистебимой жаждою чёрной тайны жизни — а как она приходит? а как она уходит?



Ты помнишь, когда мы с тобой впервые были в Юрмале, тогда ещё не помпезном курорте, но прелестном курортном местечке, где сосны росли в двадцати твоих детских шагах от прибоя, но не к прибою ты побежал сначала: ты заворожённо смотрел на ныряльщиков, которые взламывали высокие гребни волн, пробивая их своими телами: слегка штормило, и медленные пенные крылья неумолимо выбрасывали отчаянных пловцов на пляж, разорванный бетонной лодочной эстакадой, а они вновь и вновь яркими поплавками прошивали серую твердь и седую заморочь волн, пока одного из них не расшибло о пляжный грибок со скамейками; кажется, это была девушка.



Помню твоё жадное любопытство видения воочию чужой гибели, и суету вокруг распластанной девушки, и ещё помню, что ты, сделав несколько шагов, вдруг остановился, как перед стеклянной стеной; даже я желающий остановить тебя, оторопел в недоуменьи. А ты стоял и смотрел. А потом спокойно повернулся и потащил меня за руку домой, не говоря ни слова.



А наутро — ты помнишь? — была замечательная солнечная погода, и залив был спокоен, с лёгкими овечками волн. И когда мы вошли в воду, ты впервые попросил меня посадить тебя на шею; странно, раньше ты никогда не любил так кататься на мне, но через минуту всё прояснилось.


— Пап, хочу туда, где глубоко...


Сначала ты обнял меня за голову, но, чем глубже мы погружались в море, тем крепче ты обнимал меня, а потом больно ухватился за уши. Наконец, когда вода была мне уже под подбородок, ты вдруг отпустил мои уши и произнёс страшные слова:
— Папочка, теперь присядь быстро и сиди. Ножки, ножки отпусти мои!
И, когда я, едва не захлебнувшись, пытался что-то сказать, с тобой началась истерика.
— Отпусти меня! Отпусти! Отпусти!..
И я отпустил, присев. И с ужасом и обожанием смотрел снизу на твоё тельце, светящееся в изумрудном солнце.
А ты начал тонуть, и я тебя едва подхватил, потому что попал ногами в яму и нёс тебя в сторону берега на вытянутых руках с полминуты, пока не высвободил голову из моря.


С тех пор — помнишь, ты признался мне в девятом классе? — ты стремился быть рядом с чужим несчастьем, находиться внутри несчастья — но чтобы всегда я успел тебя подхватить, и не было больно.
А потом тебе стало мало твоей работы в медицине катастроф и в пожарной команде, и я благодарю Бога, что он создал такое чудо — Интернет, где ты, сын мой, можешь пережить чужую боль и чужую смерть, не прикасаясь к ним, но так же переживая, как и тогда, в Юрмале... Даже с ампутированной ногой.


(2014.10.06 00:17:52)


Прим.*



*Программа "Антиплагиат" не учитывает тонкостей авторского права, она просто показывает, что нечто было напечатано. Если я повторяю места из научных статей под моим же именем (которыми, БЕССПОРНО, имею право пользоваться при написании монографии!), она и на это указывает. Так что смело печатайте это в другом месте, если, конечно, не хотите сохранять инкогнито.




ПИСЬМО АЛЕКСАНДРУ ВТОРОМУ



Милостiвый Батюшка Государь ЛЪксандръ Николаич, слёзно молю тЪбя, верни меня барину Нарышкину, а то выселил нас на просеки болотинныя с пнями, и водицы рядом нет, и корову негде выпасти.
На три десятiны зЪмельки пняной супротивъ прежних сЪми на душу, а у меня шесть ртовъ, окромя жены и бабки.
Оброкъ плати, барщину отбывай, дык на круг по 40 дён с женой в год выходит.
И ТЪбе, Государь наш, за выкупъ у барина нашего приплачивай. Барин-то наш хорошiй был, не сёк, и к Пасхе и Рождеству, и ещё к Тезоiменитству пятiалтынный давал на каждого дiтятко моего. И даже полтiну на рожденiе младшенькой дочи пожаловал.
А ноне совсем озвЪрелъ, на болото супротивъ ТвЪрцы выгнал, а назад - не берёт, чурается, бьёт и пьёт.
Я ить Медаль и КрЪстъ имею за Крымскую кампанью от Батюшки ТвоЪго Велiчества Николая Палыча, когда мы за СЪвастополь бились с французами и британцами, и ишшо сЪребряный рубль отъ Его Высокородiя Господина Вице-Адмирала Нахимова, а вишь, заслуги старые нЪнадобныя стали, я ж невiновен, что отступили надысь и кампанью проиграли Европам.
Верни меня, Батюшка-Государь, Нарышкину, нЪтъ силъ тЪрпеть, дети голодные и сам за вилы хватаюсь спьяну.
При сЪм остаюсь вЪрный рабъ Твой Тiмофей Путинъ, крестьянiнъ ТвЪрской Губернiи.


(2015.03.31 19:46:12)




О "Беринговом тоннеле"



Спасибо, Евгений Александрович, за чудесную идею чтения незаконченного романа. Каждый вечер откладываю все дела и на полчаса-час возвращаюсь в прошлое (хотя я и младше Вас на четверть века, но вырос на Вашей публицистике, прозе, не говоря уже о стихах).


На старой квартире осталась пластинка с записью "Северной надбавки", жаль, не могу опять её прослушать, проигрыватель сгорел.


Интернет, конечно, удобная штука, можно найти всё. Но вот так, через наушники, воспринимать Ваш голос в реальном времени — это слушать Вас, будто сидя на кухне, тет-а-тет.(Ну наверняка это в записи, но ощущение присутствия рядом — потрясающее).


Позже, прослушав основной массив текста, поделюсь впечатлениями.


Во всяком случае, неспроста Бог отмерил Вам столько лет жизни.


(А как Вы писали?
"Жизнь, ты бьёшь меня под вздох,
а не уложить:
До семидесяти трёх
собираюсь жить")


Уникальность повествования в ХХI веке о середине ХХ-го, событийная и эмоциональная — это не перечитывание мемуаров полувековой давности, это — возвращение в моё раннее детство (и даже во младенчество!) вместе с со свидетелем и вершителем того времени.


Помню Вас, Ваш профиль римского патриция при открытии памятника "шестидесятникам". Благодарю судьбу, что есть возможность Вам написать.


Спасибо за роман.


(2016.09.10 19:38:12)



Re: О "Беринговом тоннеле"
Радио ЗВЕЗДА <mail@radiozvezda.ru>
Кому: "tovkombrig@Mail.Ru"


12 октября, 17:08
Здравствуйте, Виктор!


Спасибо за добрые слова в адрес Евгения Александровича! Мы обязательно передадим ему Ваше письмо.


С уважением,
Олег Рязанов, редактор Радио ЗВЕЗДА
www.radiozvezda.ru






Кто придумал шахмат? какому народу оно принадлежит?





Древнейшая игра шахмат была придумана в 6 веке нашей эры одним из великих предков украинцев,"Назарием Киевым" (то есть сыном Кия) "Худойназаровым" (по другим источникам - "Худийназарием"). Являясь сыном старшего из братьев, основателей Киева, он с детских лет проявил себя не по годам пытливым и любопытным. В "Повести временных лет" летописца Нестора он вскользь упоминается как отрок, носивший "доску с клетками" (дошка з клітинами) и "фигурки животных" (фігури тварин). Отказавшись возглавить милицiю, то есть гражданское военизированное войско самообороны, он поссорился с отцом и ушёл в леса.


Позже Назарий отправился в путешествие по Тюркскому каганату и горам Тянь-Шаня, где среди кочевых и осёдлых племён окончательно доработал игру уже на 64 клетках (первоначально было 36 клеток). Следы его окончательно теряются на территории современного Казахстана, когда он перебрался в степь уже зрелым мужчиной перед возвращением на Украину, но умер от укуса тарантула.


Высказываемые сомнения в его существовании опровергаются самим именем, которое сейчас звучало бы как "Назарий Киевич Худийназаров", или "Худой Назар", потомки которого до сих пор проживают на территории Центральной Азии и Казахстана.


(Кстати, исконное имя восточнославянских племён аукается и в фамилии президента Назарбаева. "Назар" с казахского переводится, как "внимание", "взор". Впрочем, с большой долей вероятности можно предположить, что это имя происходит от библейского города Назарета, откуда родом Иисус Христос, его и называли нередко "назарянин").


(2014.10.27 20:06:25)



ЗАБАВНЫЙ КОММЕНТ


Имя Назар - семитское. ;;; - "корона, венец", с чем Я и поздравляю уважаемого Президента Казакстана Назарбаева. Другим источником является семитское слово ;;; / нацар - "хранитель, страж; христианин". К сожалению, сегодня в Украине остро требуются великие предки, поэтому сочиняется новая история в сказках. Кстати, для конфетки скажу, что на древнееврейском арамейском языке слово "Киюв" означает "Божье место". И так всегда считалось в России.



Кто я им –
черт возьми! –
людоед,
чтобы есть – сам себя – на обед?!»




Слава Богу, памятник "шестидесятникам" открывал не Евтушенко, а сам Зураб Церетели. Только каким образом Высоцкий и Дементьев стали "шестидесятниками"?


Что, модно стало? Особенно для Дементьева? Этот и в "стихире" называет себя "шестидесятником".
...И есть некоторая странная недомолвка во время этой "процедуры" открытия памятника "шестидесятникам". Ну конечно, масса народа, в подавляющем большинстве – бабульки (не обижайтесь на меня, бабульки, я вас нежно люблю как кровных, по поэзии, сестёр-читателей-читательниц), а молодёжь – всё больше ТВшники и губернские видеохроникёры.


А недомолвка эта в том, что


во-первых,
список – предпочтения и вкусовщина Церетели (где Галич? где Визбор? Где Ким? Казакова? Сулейменов? Файнберг? Мартиролог-то не бесконечный, но и не короткий... Но кого уж точно не могло бы быть на одной полке с Евтушенко, так это Вегина, его вечного антагониста: Е.А. даже в "Строфы века" ни одной вегинской строфы не поместил, а ведь начинали практически вместе, даже первые книжки почти одновременно выходили, и на площади Маяка Вегин выступал не меньше);


во-вторых,
двое из списка на памятнике не были "шестидесятниками": Высоцкий – потому что был слишком молод, в те времена писал абсолютную "блатату" подворотно-кухонно-уголовную, а Дементьев, напротив, был старше всех "шестидесятников" на пять лет, был комсомольским работником, исполняющим предписания ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, и, будучи главредом "Юности", при жизни НИ РАЗУ НЕ НАПЕЧАТАЛ Высоцкого. НО ПРИ ЭТОМ НАЗЫВАЕТ СЕБЯ "ШЕСТИДЕСЯТНИКОМ" (посмотрите, посмотрите стишки этого "борца с системой" на его страничке в СТИХИ.РУ);


а в третьих,


двое из этого искусственного списка "шестидесятников" – живы.


Я не знаю, как уговорили Евгения Евтушенко присутствовать при открытии "братской могилы" в том числе и самому себе, но то, что была неявная отстранённость Е.А. от происходящего на подиуме "дома поэзии", перебиваемая церемониалом и ритуальным действом – свидетельствую.
И в то же время, в то же время сюр этих полутора часов был настолько в стиле эпатажа раннего (а теперь и позднего) Евтушенко, что казался срежиссированным именно постановщиком "Детского сада" и "Похорон Сталина".


Попробую разместить фото.


До вечернего концерта разъехались раздельно – Дементьев, Валентина Терешкова, Юрий Поляков, Максим Аверин, Кобзон, Игорь Николаев, Церетели, Рубальская и иже с ними, дочка Рождественского и т. д. – в чёрном минивэне и тачках из кортежа губернатора, а Евтушенко – на белом "ниссане" с парнями, (один из них – точно его сын Евгений).


В интервью возле Дома поэзии каналу "Россия" он говорил, что на днях отправляется в Перу...


(Вот же могучий мужик! В 81 год получить ампутацию ступни, и за полгода освоить протез НЕ С КОСТЫЛЯМИ, А С ТРОСТОЧКОЙ!
После то ли брифинга знаменитостей, то ли пресс-конференции я прошёл за ним оба этажа Дома поэзии с "шедеврами" церетелиевскими на стенах – он идёт очень уверенно, привычно-тяжело, но остойчиво. Я сам сейчас хожу с тростью после травмы (мы и переглянулись с ним: у меня левая нога неуправляемая, у него – правая), так что могу оценить и понять ЕГО.)


...Скорее всего, Евтушенко поставили перед фактом. На открытии памятника слышал разговор окололитературных дам о том, как он якобы отказывался вообще участвовать в этой процедуре. И там основным источником инфы была Екатерина, дочка Рождественского... Знаете, сплетни есть сплетни, поэтому я о них только упоминаю, но пишу о том, что видел своими глазами. Ну и слышал, естественно.


Короче.
Есть памятник Зураба Церетели "шестидесятникам" с именами Ахмадулиной, Вознесенского, Высоцкого, Рождественского, Евтушенко, Окуджавы и ДЕМЕНТЬЕВА, который должен был открыть Евтушенко, ну и ДЕМЕНТЬЕВ тоже, куда ж без него, последние живые из "шестидесятников".


Но ведь Евтушенко не дурак, в отличие от претендента на "шестидесятничество".


Поэтому памятник открывали Церетели и будущий губернатор Тверской губернии.


Каково Вам, Поэт, быть зажатым
Между Робертом и Булатом?



Не надо бы ему соваться хотя бы на "презентацию" памятника, на котором будут имена Беллы, Андрея, Булата, Роберта, Евгения, Владимира ВЫСОЦКОГО (кстати, В.С. никогда не был "шестидесятником" в классическом понимании этого термина!), то есть, ИМЕНА Поэтов с Большой Буквы. И БУДЕТ ИМЯ якобы поэта АНДРЕЯ ДЕМЕНЬТЕВА . А ОН РАЗВЕ ПОЭТ? КАК ИНТЕРЕСНО...



----------------
Берингов тоннель. Ненаписанная глава к незаконченному роману.


...Когда Именинник, Номинальный Хозяин городского Дома поэзии позвонил Питомцу "Совспорта" и предложил участвовать в открытии памятника поэтам-шестидесятникам, тот поначалу не понял, что мемориал, эта "братская могила семерых" — и для него, Питомца, тоже: в ряд – обрезы книг с именами умерших поэтов, вперемежку с живыми. Однако, даже когда Питомец "Совспорта" отказался хоронить самого себя (вспомнилось давнее: "Кто я им – черт возьми! – людоед, чтобы есть – сам себя – на обед?!"), тем не менее стал любопытен сам сюрреализм коллизии: живые и мёртвые на одном постаменте. Тем более, что Номинальный Хозяин поэтического дома назвал именно Ваятеля, как скульптора проекта и концепции, а это, учитывая традиционную гигантоманию скульптора, обещало фантастический итог. Поэтому предварительное согласие, хотя и с сомнениями, было высказано.


Фантастики, правда, оказалось маловато. То есть голый конструктивизм: трёхметровая стальная "книжная полка" с двухметровыми алюминиевыми раскрашенными "книжными корешками". А вот фантасмагория самого действа под открытым небом ощущалась в самой атмосфере церемонии.


...Питомец "Совспорта" с облегчением вздохнул, когда его усадили не в традиционном "президиуме" на подиуме, а в первом зрительском ряду вместе "Чайкой" и Будущим Губернатором. Однако странный, полынный привкус недоумения от происходившего витал над толпой, как невысказанный вопрос: "А памятник-то кому?". Впрочем, вопрос вполголоса наверняка обсуждался присутствующими: на такое "мероприятие" в ХХI веке палками и посулами народ не сгонишь: пришли именно те, кто понимает, что происходит. Ну и начальство, ему по должности положено, перед выборами-то. И молодёжь здесь, судя по оснащённости — только "по должности": с профессиональными камерами и микрофонами федеральных каналов.


Питомец "Совспорта" коротко огляделся, скользнул глазами по зрителям за спиной и на быстросборных кресельных галереях вкруг скверика, с памятником, ещё закутанным в белое полотно. В последнее время он стал привычно высматривать в толпе зрителей даже не молодёжь, а ровесников-ровесниц, горестно отмечая про себя, что нет уже, нет тех мальчиков и девочек с площади Маяка, Лужников и Политехнического. А есть их дети состарившиеся, и внуки, тоже уже немолодые. Да и среди нынешних гостей столичных вряд ли найдётся ему ровесник. Разве что Именинник постарше, так и не скажешь, что ему без двух лет девяносто, экий кузнечик, как скачет по сцене и вокруг. Питомец "Совспорта" усмехнулся: "Что, позавидовал его паре ног против своей одной? И сам бы так скакал, если б сустав не износил? Да нет, не скакал бы..."


Набросал на листке ускользающую мысль:


...Я через век услышал голос в фортке,
потом офортом тиснутый в "Вечорке":
"Какое на дворе у вас тысячелетье?"
Третье,
Борис Леонидович.
Третье.



Питомцу "Совспорта" вдруг отчётливо стало ясно, что его позвали сюда для ритуального освящения (как сейчас говорят — для легитимизации), как е д и н с т в е н н о г о из живых, заслуживающего имени на этой книжной полке; что ни Володя, п е в ш и й в те времена только подворотно-кухонно-блатной репертуар, т о г д а ещё и не мечтавший о признании его поэтом, ни тем более Именинник, в шестидесятые — комсомольско-редакционный работник, порядочный редактор, но вовсе не "шестидесятник" — никто из них не наличествовал в той субкультуре конца "оттепели". А он, Питомец "Совспорта", был подкуплен лестью, а также сюром самой идеи памятника, смонтированного на "безыдейном уровне эпатажа" автора "Преждевременной автобиографии". Да и не был подкуплен, просто подыграл Имениннику, ну очень хотевшему иметь такой монумент возле дома поэзии имени Именинника. Но именно поэтому он наотрез отказался открывать памятник, мягко сославшись на сложность передвижения с тростью.


...И уже после того, как упал белый полог, неловко стянутый Ваятелем вместе с Будущим Губернатором, после того, как его взял "под локоток" небритый "Глухарь"-Аверин и подвёл к постаменту, Питомец "Совспорта" увидел себя. Не рядом с Беллой, а втиснутого между Робертом и Булатом. И усмехнулся тому, что красный его томик был выдвинут — или вдвинут — не до конца, не до упора, и висел над полкой, будто на ней было тесно.


Вернувшись на стул рядом с тучным Будущим Губернатором, маявшимся на узком сиденье складного стула, чуть подвинулся, ощутив, как неуютно тому сидеть между Поэтом и Ваятелем, спрятал улыбку, быстро записав на заполненном наполовину листке:


"Ну а мне каково быть зажатым
между Робертом и Булатом?"


Питомец "Совспорта" попытался сосредоточиться: перед вечерним выступлением надо было отшлифовать две строфы стихотворения о маме Володи, но нечаянный экспромт вывел мысль в "свободное плавание", и этому нельзя было противиться, пока она не обретёт хотя бы единственную – пока – метафору.


"Расул, в том строю нет малого промежутка. Место забронировано. И я его не купил впрок. Но только мне удалось увидеть этот строй, неполный и неточный — вместе с собой.
Где-то под Ташкентом, в Чирчике, установлен такой памятник: "журавли" в поднебесье, а один, без крыла или с подломленным крылом – на постаменте. У него – крыло, у меня – нога. Смешно. И не страшно. Ещё не вечер. Надо отдохнуть без толпы."




Бриллиантовая рука



— "Порка мадонна ди ум бесто перь бако кастелла де мембрано хемаро инчесо сарвело чец хан дураля!"



Другие статьи в литературном дневнике: