Из Ответов на тестовую анкету VI

Виктор Еделькин: литературный дневник

ЧЕЛОВЕК, СПАСШИЙ КОШКУ ИЗ ГОРЯЩЕГО ДОМА — ГЕРОЙ ИЛИ ДУРАК?



Если спас кошку из пожара — не герой и не дурак. Просто русский человек.


Вспомните классику, "Дубровского". Кузнец подпёр ломом дверь горящего дома, который сам поджёг — а в нём люди, судебные приставы пьяные. И в то же время полез на тот же дом спасать котёнка. Где логика? Нет логики.
"Умом Россию не понять"?


Вот эта строчка Тютчева — формула с бездоказательным, априорным утверждением, которое ничего не объясняет, только звучит красиво: "...В Россию можно только верить." А если вдуматься — эта строка из разряда "сжёг людей и спас котёнка".


Из новейшего времени. Прошлый век. Афганистан. Лейтенант приказывает сжечь кишлак, откуда стреляли духи. Сжигают. И сам же летёха, увидев ребёнка-девочку в горящей сакле, спасает её. Ожог 2-й степени.
НИЧЕГО НЕ НАПОМИНАЕТ?


(2014.10.25 07:35:00)





КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ:"Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства". КАК ПОНИМАТЬ ЕГО СЛОВА?



Укрепление государства невозможно без централизации власти, централизация власти, соответственно, нуждается в символах, может быть, и непроизводительных с утилитарной точки зрения, но существенных для консолидации подданных.


Стоит вспомнить, что для воинской части означает утеря Знамени в боевых условиях? Расформирование боевого подразделения, хотя Знамя — не оружие, не боеприпасы и не провизия.


Знамя традиционно — шест с полотнищем, с символикой государства или армии, который во время боя указывал бойцам направление движения: направленный вперёд — атака, вращение по кругу — рассредоточиться, залечь, назад — отступление и т.д. И стало Знамя символом уже позже, без практического применения.


Но такие же символы, якобы бесполезные, но необходимые — это монаршия власть с её атрибутикой, парализовывающая все поползновения её свергнуть, поскольку и после потенциального дворцового переворота атрибутика сохраняется самозванцами. Это особенно хорошо понимал Наполеон, провозгласивший себя императором. И нация это приняла безропотно. После свержения монарха и уничтожения символов былой власти и начинается хаос в государстве, и оно слабнет и неспособно противостоять внешней угрозе.


Так что Ришелье был вовсе не дурак дедушка. Без королевской власти он государство не удержал бы.


(2014.10.25 23:09:32)





В ЧЁМ смысл басни "ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО"?



Что-то с детства мне было жалко этого Петуха: его, бедного, выставляют лохом уже полтораста лет, и все читатели такие просвещённые, в жемчугах разбираются, над Петухом высокомерно-интеллигентно издеваются.


А в чём виновата бедная птица? Что предпочла бы ячменное зерно — камушку цвета свежего куриного помёта? Видимо, по мнению автора и читателей, Петуху надо было бежать в скупку и продавать жемчужину? Но ведь и у людей бывали времена, когда бриллианты за буханку хлеба обменивали...


Так что мораль-то осталась прежней: поиздеваться над здравым смыслом человека, мировоззрение которого не совпадает с общепринятым.


Кстати, и у дедушки Крылова о том же:


Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут,то все у них пустяк.


А я бы добавил:


Народ с веками не умнеет:
Сытый голодного не разумеет.


(2014.10.19 18:55:37)





СЕРИАЛ "КАРПОВ": ЧЕМ ХОРОШ И ЧЕМ ПЛОХ? ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН?



Сериал "Карпов" (как и предыдущие "Глухари" и "Пятницкие") хорош тем, что буквально вдалбливает населению в головы: в милицию-полицию лучше не попадать, а попал — не жалей денег для отмазки. Этот фильм — длинный-длинный пропагандистский ролик для обычных людей о правилах поведения при общении с правоохранителями.


А интересен он тем, что убедительно показывает: любой нормальный человек, попав на службу в эту систему, необратимо деградирует, и, либо система его ломает, либо уничтожает, либо превращает в свой винтик, паразитирующий на беде других.


Если бы это было не так, то эти сериалы давно бы запретили даже снимать, после первой серии, как дискредитирующие и тенденциозные. А их снимают и снимают...
Особенно "Карпов" хорош: угрохал четверых, грехи не отмолил и уже на свободе, и стал адекватным Робин Гудом.


Кто бы видел тех, кого при пожизненной статье после интенсивной "терапии" выпускают из "дурки" — это овощи едва шевелящиеся, но никак не Карпов киношный.


(2014.10.19 04:47:08)






Отечественные СМИ, вызывают ли они доверие?




Речь о российских СМИ? О других не скажу.
Есть не очень благозвучная, но очень точная идиома: "фильтровать базар". В данном контексте "базар" - рынок информации. И вот эту информацию действительно надо фильтровать.
В отечественных СМИ избрана грамотная тактика: избегать явных фейков, выдавать информацию объективную, хоть и нередко одностороннюю, и мощно её комментировать, основываясь на факте, но предлагая трактовку, выгодную государственной политике России, причём на уровне нейролингвистического программирования.


То есть направленное собственное мнение комментатора остаётся именно "собственным мнением", не выходящим за рамки факта, но в то же время не является официальной точкой зрения. Поле для манёвра коментатора широкое, внутренняя убеждённость автора материала не расходится с нравственными критериями.


А вот отношение к этим комментариям может быть разным - от полного согласия до полного неприятия (бедный Киселёв!). И здесь важно отделить факт от его использования. Интернет открыт, инфы противоречивой масса. Надо думать самому. Если есть время для этого.


То есть не надо рассматривать, к примеру, экстремизм Авакова или там Ляшко в зависимости от их сексуальной ориентации, а только по итогам их деятельности. Не надо религиозные предпочтения Турчинова проецировать на его деятельность в СНБУ, или как её там.


Впрочем, кому как удобно. Иногда удобнее думать чужой говорящей головой.


(2015.02.19 19:22:55)





Кто такая, по сути, мещанка?




Мещанка, мещанин - с понятиями, обозначаемыми этими терминами, лет за сотню произошла метаморфоза примерно такая, как за последние десятилетия - со словом "голубой", то есть полное, полярное изменение первоначального значения.
Мещанское сословие в царское время - низшее в иерархии горожан-обывателей. И до сих пор в польском языке "мещанин" переводится как "горожанин".
Ну а советские комсомольские времена превратили естественное стремление к обустроенному быту в пугало буржуазности. Гимнастёрка и галифе стали символом нового быта. Ну и Маяковский тут добавил, что-то вроде: """скорее канарейкам шею сверните, чтобы коммунизм канарейками не был забит"""".


Таким образом, домохозяйка, заботящаяся о своей семье и обустройстве дома, об уюте, обстиранности и сытости домочадцев (иногда - даже избыточно активно и страстно), - стала мещанкой, то есть ругательным словом.


(Заметьте, мещанин - слово не ругательное, а вот мещанство и мещанка - уже оскорбление.)


(2015.01.05 02:13:04)



Другие статьи в литературном дневнике: