***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

11. Поруганные боги


Старого, издолбленного дятлами Перуна, могучий кривич Давило выдернул из земли,как гнилой зуб...Почистили мы образовавшуюся лунку от трухи и гнили -и водрузили в образовавшуюся яму нового идола.Прикопали, притоптали комель. Вознёсся Перун к небесам блистающей главой.Лик его был направлен встреч солнцу и был хорошо виден из теремного дворца великого князя Владимира.Серебряный шелом с заострённым навершием , усы золотые, ниже железом обшит , словно в латы закован. В одной длани - обоюдоострый меч, в другой -щит. И по всей длине -от бороды до пят - изузорен рунами, тайный смысл коих ведом лишь волхвам -кудесникам.А нам были доподлинно известны лишь руны молнии и солоноворота.



Не так много времени прошло с того дня, как срубили мы бревно в дубраве и совершили над ним поминальную тризну. Не изгладился ещё в памяти моей сон , в коем явился мне Святослав.Когда мы проснулись, лёжа на охапках сена из оказавшегося по соседству разворошённого стога, хозяин того стога на чём свет стоит ругал нас за потраву. Он требовал платы,и мы начали кидать ему в шапку монеты, не вступая с ним в спор.Происходило что-то похожее на балаганный раёк. И все вчерашние события показались не такими торжественными, как во время нашего празднества. Мужик грозил вилами-кому?-нам, воям, прошедшим столько битв и требовал вернуть стожок на место. А на было всего-то пятеро???...
Вот и все кто с воеводою Свенельдом в 972 году отправились в Киев через степь и избежали гибели от сабель ли половецких, от предательства греков или медлительности не бросившегося на выручку отца Ярополка. Долго он собирался - отрок княжий. Посадил его отец на киевский стол. Но не усидел на нем.Или то было угодно Перуну? Варяжскими мечами пронзило рассветное солнце облака, смотрел я на них, а видел окровавленного Ярополка. Вот голова его с кучевыми кудрями. Вот грудь , залитая алыми отсветами...


-Ладно, дядя, не ругайся!- сказал, продирая глаза Давило, и вооружившись вилами, взялся собирать в кучу растребушённый стожок. Видно было, что кривичу метать стога было не в первой.Подруга его ...помогала ему граблями.
-Ты тащи-ка дядько, литовку мы тебе шас всю поляну выкосим! -успокоил хозяина стога Родимир. И тут же нашлись три литовка,и ещё одни грабли - и наши подруги с детьми включились в работу...


А ...всё ещё спал, раскинувшись. Напоминая мне о другом погибшем сыне Святослава-Олеге.Принесли его, вынув изо рва, где он был придавлен свалившимися в яму людьми и лошадьми, завернутым в ковёр - и плакал он встав на колени - и корил Свенельда:
- Этого ты хотел, мстя за своего сына Люта.
А Лют -то -чем провинился перед Ярополком, что пронзил копьём косулю, охотясь на княжеской земле.
Вот и лёг рядом с косулей, пронзённый князем.Страсти!Когда бы битва с врагом, а то брат-на брата.А было братьям -одному 15, другому 16 лет от роду.


А потом мы пили из крынки парное молоко и мужик , подобрев, извинялся...
-Так што ж вы, хлопчики, сразу -то не сказали, што вы сразу-то не сказали, што дружинники Святослава? А вроде простые мужики в посконных рубахах-дровосеки...А их я недолюбливаю. Губят дубраву-то...


Может и это всё тоже был сон. Как и крутобокая корова с полным выменем из которого вжикали в подойник звонкие струйки, и коршун с коршунятами, и вороны, растаскивающие остатки вчерашней трапезы.По крайней мере, когда поднялось над поляной солнце -мужика с вилами и след простыл, как и призраков Святослава Сфенкела и Икмара. Смысл того сна был туманен. О чём хотел сказать мне призрак? О чём предупредить? Не о том ли, что произошло в день первого жертвоприношения обновлённому божеству? И последующих за тем событиях? И откуда взялся этот мужик с вилами? Да и был ли он?



...И вот под песнопения волхвов началось освящение обновлённого капища.Князь с княгиней, в парче, золоте, в коронах, усыпанных каменьями, на теремном крыльце над морем голов.Богатырская дружина и варяги по обе руки в блистании кольчуг и шеломов. Красные рубахи посадских. Девы с бабами в разноцветных сарафанах. Звон гуслей. Дуденье сопелок и рожков. Расступается толпа. Ведут по живому коридору юнца - сына варяга , на коего пал жребий-быть принесённому в жертву.


-Молоденький какой! И зарежут, как ягнёнка! -сокрушается жинка в небесного цвета сарафане.
-Велесу на Подоле вон бычка прирезали в жертву! А тут!Чем он провинился!- подхватила другая сердоболица.
-Жребий ему выпал. Видать , так обновлённому Перуну было угодно...Вон разве Олега и Ярополка -не в жертву принесли, порешив аки агнцев!?- шептала себе под нос христианка-инокиня. И её счастье, что скосивший на неё, все ёщё верующий в Тора и Одина, варяг- не слышал её бормотания.
Ведут два дружинника паренька льноволосого к жертвеннику. А следом -отец его. Уже пытался вырвать дитятко из рук язычников, но те отшвыривают его. Он падает и подымается снова.
-Не бог это, а мёртвое дерево!-кричит отец.- Бог -на небе...А вы принесёте жертву бревну!
Вдруг налетает стая дятлов, привыкшая долбить прежнего идола, и садится на Перуна, Сварога, Макош, поливая их помётом...
-Знамение!-кричит кто-то из толпы. Все устремляют взоры на небо. А там кружит коршун с коршунятами. Они здесь уж третий день кружат с тех пор , ак разорили их гнездо, срубая дуб.
- Как есть знамение!- крестится послушница цркви на соседней горе, где стоит саркофаг с мощами княгини Ольги.
-Это покойница Ольга, в крещении Елена, знак подаёт! - бормочет она.Но никто её не слышит...



...Сверкнула молния.Взметнулись дятлы, снимаясь с насеста. Сложив крылья,упал камнем и схватил одного коршун.Кровь брызнула из под когтей. Полетели пух и перья.
-Знамение! -опять бормотала богомолица, осеняясь крестным знамением.


Череда лет пролетели, как миг.Всё реже вспоминали о том, как вырвался приговорённый к жертвоприношению юнец из рук палачей. Как кинулись они с отцом к своему дому.Как зазъяренная толпа настигла их на крыльце. И жертва всё же была совершена.
Молча смотрели Перун, Сварог и Макош на растерзанные тела, когда толпа отпрянула. Скалился собакоголовый Смерагл.По ликам идолов текли дождевые струи.
Рыдала богомолка.
И вот великий князь Владимир восседал на троне, под навесом теремного крыльца уже с княгиней из царьградских гречанок. Вернулся князь из Херсонеса, приняв там крещение, ополчась на веру отцов.Такое было условие венчания с византийской принцессой. Повелел сокрушить идолов.Обвили Перуна веревками -потянули по-бурлацки. И упал он на лицо своё так, что отскочили золотые усы, шелом серебряный набок свалился и покатился под ноги отпрянувшей толпы!
-Знамение!-возопил верховный волхв Облаконь.-Но варяг из дружины тут же пронзил его-и упал он поперёк бревна , обливая кровью священные руны.



11.Руны старой печеры



Издревле русичи не тако глагол миру являли, яко подьячии в приказах писахом, кривду выводя на пергамент, подчищая да подправляя самосканные словесы летописцев. Палимпсесты да сказания олонечьи тому порукою. Иначе мысль их витала в Перуновых высотах. Не в дубе и сосне Перун, убо в сердце и в звоне меча-булата воинова. Те времена были таковы, что резали росичи руны Перуновы на досках, на носах ладей драконовы головы тесали, носили рубахи из льняна полотна, лапотки из лыка, луки ладили из черемухи пахучей, стрелы из тальников, бо зело дороги были медь да чекан-железо. Звались мы тогда кривичи, родимичи да вятичи, а опрежь нас живяхо по тем же дебрям, рекам да озерам чудь, поклонявшаяся медведю с лосем да варяжья рать набегами опустошала наши вежи, наведываясь.


Перун ведуна из облаце зрит. Ведун, волхвуя, видит –кому какова судьба выпадает. Ведунья в плошку с зельем веремным смотрит да зрит, как витязь в поле по ветру бунчук простёр. Сварожич прыщет стрелы-лучи на пути перепутья, лада сердоболится о своём донюшке, злату косу заплетая текучей как Пинега- река голубою лентою. Идут варяжьи струги по той реке. Быть сече. Так Учил меня сызмальства седовласый волхв.


Ведает ведунья обо всём, что свершится да не обронит вещего слова. Бо Олаф Рыжий - давняя зазноба Ингрид по прозвищу Ужиная Королева, а она его сообщница-детей красть. Тот самый Олаф, што умыкнул меня и увёз в дракаре, чтобы стал я рабичем. Высится поветями изба Ингрид у края бочажинного болота.Двум богам она молится. Двум верам жертвы приносит. То увидят её в обличии Валькирии над полем боя-взмахнёт крыльями -и унесёт дух воина под облацы. То в купальскую лунную ночь скинет она платье- и водит хороводы с русалками, возложив на голову корону из кувшинок. Знает Ингрид силу болотных трав, приворотные заговоры ей ведомы. По прозвищу Ужиной Королевы и наша вежа Ужанихой зовется. Это хоть с посохом по суху, хоть по воде босиком – от Пскова – града день да ночь ходьбы.


Намедни совершил я полом во Псков –град мимо скита пустынника Филофея, заглядывал в его книги зело ученые. В одном только титульном вензеле запутался, как в прибрежном диколесье, куда, было дело, ходил с маманей да Анютой по ежевику. Дивно и сутемно. Имена Христа и Марии под титлами, как кузня Михайлы под кровлей. В той кузне и сковал Михайло мне меч для сечь.Правда, игрушечный и не мог я им отбиться от Олофа Рыжего, так и уволок он меня, что Змей Горыныч на своём дракаре...Да когда это было. Задолго до того, как купил меня Святослав на Киевском Подоле...


... И случилась Нове городе смута по случаю поругания отеческих богов. В Киеве-то как только спихнули в Дон ободранного и посечённого плетьми Перуна- почитай все покорно вошли в воду и крестились по византийскому обряду. А ведь вчера ещё рыдали и рвали на себе волосы, глядя , как волочит конь бога по Подолу, роняя ему на лицо катыши кала. И это Перун - божество ратной славы росичей! Но всё же покорным гуртов вошли в воды Днепра с детьми малыми на руках, принимая крещение. А кто не крестился-на кол.


Пришла весть. В Нове-городе посадские князя изгнали и восстали против епископа, бо поднялись за веру отцов!Призвали новгородцы волхвов вернуться из лесу и востановить Перуна, коего Путята и Добрыня со дружиною а Волхов сбросили, как дело было и в Киеве, где богов отцов наших по Подолу волоком влекли, хлестали розгами и спихнули в Дон.Желали вернуть прежнее да не вышло. Вышел князь навстреч седому , как лунь, волхву. И спрашивает:
- Чем докажешь силу бога своего?
- С тем что ты умрёшь, князь!
-А вот и нет!
И вынув боевой топор, с каким ходил на хазар, печенегов и византийцев, рассёк волхва надвое, как чурку.


Спросишь- как я берсёрком, слагателем вис и ведуном стал, как спознался с тайнами вещего слова , заветных порошков и ядовитых отваров, что даруют колдуну способность находиться в провидческом оцепенении между жизнью и смертью, зреть времена , закрытые для обычного ока? А через то, как мальчонкой попал в полон к Олафу Рыжему.Он то мня и привёз продавать на торжище Киевского Подола. А рос я с тех пор, как увезли меня викинги, спалив нашу вежу до тла, во Фьёрде Скалистого Мыса.


А вот так и стал я человеком-волком, прицей и волхвом.Да и не совсем человеком ведь, а -оборотнем. Мог хоть в зверя, хоть в птицу, хоть в рыбу обернуться. Потому и ускользал в бою от стрел. Не по своей воле стал я нелюдем, а потому што вошла в меня Перунова сила. Привёли меня витязь Явор да варяг-берсёрк Олаф Рыжий в капище Перуново, где стоял и каменный болван Одина. И посвятили меня в воина на алтаре того капища, политой жертвенной кровью...
-Клянись! -сказал Олаф.
-Клянусь !-воздел я к небесам вложенный в мои руки обоюдоострый меч.Перуном клянусь и Одином.
-Перун! - воскликнул Явор.
-Один -эхом откликнулся Олаф.


И ударила в меч молния. И вошла в меня и Перунова сила, и сила бога Одина.



Сколько уж лет минуло с тех пор, как штурмовало войско Святослава Итиль хазарский , а за ним Семендер и Саркел! Сколько воды утекло в Днепре и Волхове с тех пор, как , взяв дань, в Царь-Граде возвращался Святослав в Киев да не достиг его холмов! Святослав шёл на челнах вверх по Дону, а сын его, Владимир, пустил Перуна вниз по течению. И где-то они непременно должны встретиться -поверженный воин, и поруганный Бог Войны ,Громов и Молний. Один -обезглавлен, другой - обесславлен. Так произошло таинство крещения Руси.



Кто я, что я?И сколько мне лет? Неужель я и впрямь -вечный? Вот сижу я сгорбленный в своей келье, вывожу буквицы пергаменту, доверяю кожам жизнь свою и душу. Оживают события былых лет. Сами оживают или я их оживляю? Может быть я -колдун? И всё это есть -богопротивная магия? Пророк ли я, как Илия, победивший жрецов Ваала, Ахава и Иезавель. А , может, Елисей, совершавший кудеса? Аль великий еретик? И не один я такой. Я здесь в своём монастырском узилище заперся, пощусь на хлебе и воде, а другой монах -келейник - в другом затворе. А третий -в третьем. И целое войско нас, черноризников -по монастырям да скрипториям, шуршим перьями по кожам, что те мыши в чулане...
Ударит гром. Сверкнёт молния. Неужто то Перун мне знаки подаёт. Выйду из кельи, смотрю на грозовые тучи -и вижу нашу битву под Доростолом.
Доростол,Доростол! Неосуществлённая мечта Святослава о столице на Западных рубежах!Русский Иллион! Смотрю на сталкивающиеся тучи- и вижу как разбиваются византийские катафракты о стену наших щитов. Как союзники наши тогдашние -печенеги гонят греков, разгорячённые азартом битвы.И как обманутые, попадают в капкан -и гибнут, гибнут, гибнут. Взойдёт месяц на небе кривой мадьяркой саблей, напоминая , как предали нас лихие всадники -рубаки , удалясь восвояси. Отвалится от большого грозового облака косматая голова великана. То рамей срубил голову непобедимому богатырю Сфенкелу. И метнётся молния греческим огнём по нашим кораблям.И побегу я волком по полю , заваленному мёртвыми телами, и поплыву рыбиной встреч Днепровскому течению, и взмою соколом в облацы.


А может, все -это един я? И в теле , и в духе? Сказывала мне матушка ещё до того, как умыкнул меня варяг, старую-старую сказку про разрубленного на куски Ивана-Царевича. Как сложили те куски в бочку, бросили в море-океан.Носило ту бочку по морю 33 года,разбилась она о камни, вынесло куски Иванова тело на песок, так бы их там и съёли крабы, чайки растащили, но прилетели два посланных Марой Тотсветовной ворона, принесли в клювах-один мёртвой воды, другой -живой. Окропил первый ворон те кусочки мёртвой водой, -срослось тело.Окропил второй ворон живой водой-ожил царевич.Отряхнулся, вскочил на ноги, как заново на свет народился. Пошёл по берегу -а навстречу красна девица,золота коса.


Только мнится мне всё чаще, что если я тот самый Иван, то не срослось моё прежнее тело, а каждый кусок превратился в отдельного Ивана. И разбрелись те Иваны по свету в разные стороны и в разные времена. А вечным сделали меня отвары пророчицы Ингрид ,что помагала варягам воровать малых деток ...Вечным на все времена -и в будущее, и в прошлое. И это мне носили те же два ворона еду в пустыню, когда был я пророком Илией и ещё не знал, что вознесусь на небо в колеснице, а только шёл в Сурепту, чтобы совершить там кудеса. Чтобы у вдовы не кончалась мука и масло в кувшинах и ожил её умерший мальчик, как ожил я , когда отпаивала меня Ингрид от жестокой простуды...



12. Сеча. Доростол...



13.Фреска.



14. Вечный



Основные события 60-х годов 10 века
960-962 — Миссия немецких священников, присланных Оттоном I по просьбе Ольги, терпит неудачу, предположительно из-за гонений на христиан со стороны язычников, поддерживаемых Святославом.



964 — Поход к племени вятичей



965 — Поход против Хазарского Каганата, захват крепости Саркел



966 — Поход на вятичей и наложение на них дани.



967-968 — Первый дунайский поход Святослава в Болгарию — покорение 80 городов, в качестве ставки князя назначен город Переяславец



968 — Осада Киева Печенегами: Святослав возвращается в Киев для защиты столицы



968-969 — Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов, союзников Хазар. Разгром Итиля, столицы Хазарского каганата, разгром города Сермендер. Поход на ясов и касогов.



969 — Князь Святослав перед возвращением в Болгарию назначает своих сыновей управлять разными княжествами, а своей резиденцией назначает Переяславец.



969-970 — Возвращение Святослава в Болгарию: повторный штурм городов, при поддержке византийцев поднявших мятеж в отсутствии князя.



Основные события 70-х годов 10 века
970-971 — Русско-византийской война из-за отказа Святослава покинуть Болгарию по требованию императора Византии.



971 конец июля/август — Подписание мирного договора между Русью и Византией.



972 весна — Смерть Святослава Игоревича на днепровских порогах от рук печенегов



Византийская армия, Скутаты, Катафрактарии
Парамерион — византийское длинно-клинковое оружие, представлявшее собой саблю с клинком небольшой кривизны, общей длиной около 90 см. В византийских источниках упоминается с конца IX века. Парамерион использовался как пехотинцами, так и кавалеристами наряду с прямым обоюдоострым мечом-спатионом, причём в трактате Praecepta Militaria, приписываемом императору Никифору II Фоке (965 год), указывалось, что тяжёлый конник-катафракт должен иметь при себе и спатион, и парамерион. При этом спатион подвешивался на плечевой перевязи, свисая почти вертикально, тогда как парамерион подвешивался к поясу на двух точках подвески, находившихся на ножнах со стороны обуха, так что он располагался почти горизонтально, с небольшим наклоном. Такой способ ношения позволял катафракту вынимать любой клинок на выбор. Именно благодаря такому способу подвески парамерион и получил своё название. Кроме того, Никифор Фока особо выделяет разновидность катафрактов, у которых парамерион являлся основным оружием и, предположительно, даже заменял в таком качестве пику.



этой битве, по информации греков, погиб один из ближайших сподвижников Святослава – воевода Икмор. Он даже среди русских скифов выделялся гигантским ростом и срубил много ромеев. Его убил один из телохранителей басилевса Анемас. Гибель одного из больших воевод, да ещё и в День Перуна (русский громовержец, покровитель воинов, смутила русов. Рать отступила за стены города.



© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024.
Список читателей Редактировать



© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024.
Список читателей Редактировать
Один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава, так же как и Сфенкел известен только по византийским источникам. Пользовался почётом не благодаря происхождению или расположению князя, а за одну свою доблесть и выдающиеся антропометрические данные. Лев Диакон писал о нём: «Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, после Сфендослава предводитель войска, которого почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.».



тыс подписчиков



Подписаться
"Бросились, рыча наподобие зверей": византийцы о росах, воинах князя Святослава
5 минут
2555 прочтений
7 июня 2020
Скифы, тавроскифы, росы - так византийцы называли воинов знаменитого русского князя Святослава Игоривеча. Лучшим византийским войскам пришлось столкнуться с росами Святослава в Болгарии в 970-971 гг. Византийцы писали, что "этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что совершает нападения на все соседние племена". Произошли сражения которые греки сравнивали с эпосом о Троянской войне и предполагали, что голубоглазый Ахилл, всегда дравшийся пешим, был по происхождению скиф.



Византийский историк Лев Диакон оставил подробные описания битв и геройских подвигов ее участников (естественно в основном византийцев). В этой статье мы обратимся к описанию росов-скифов на поле боя



1. Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые ...



Битва у Преславы. При виде наступления византийской армии, воины Святослава "поспешно схватились за оружие, покрыли плечи щитами (щиты у них прочны и для большей безопасности достигают ног), выстроились в грозный боевой порядок, выступили на ровное поле перед городом и, рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев ... однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх. Тогда государь приказывает "бессмертным" (гвардия императора полностью закованные в доспехи конные воины - Авт.) стремительно напасть на левое крыло скифов; "бессмертные", выставив вперед копья и сильно пришпорив коней, бросились на врагов. Скифы всегда сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле. Поэтому они не выдержали натиска ромейских копий ... " (Лев Диакон, История)



Битва у Доростола. "Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом ... оба войска сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство.



Много воинов пало с обеих сторон, бой шел с переменным успехом ... Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор ... Они устремились с необыкновенной силой ... Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены" (Лев Диакон, История)



Можно увидеть, что на византийцев в первую очередь произвели впечатление длинные щиты росов и умение с их помощью построить свои боевые порядки в виде непроницаемой стены и конечно же "зверские" крики и "одержимость" в сражении :)))



2. Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста ...



Византийцы также отметили, что росы-скифы были неустойчивы в бою если теряли своего предводителя (приведем два примера), но при этом предпочитали гибель в бою сдаче в плен и позору проигравших:



Гибель Сфенкела (тут можно заметить, что среди воинов Святослава многие носили скандинавские имена, но какой процент этих воинов был в его войске неизвестно): "На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами. Вышли из лагеря и ромеи, также надежно прикрытые доспехами. Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один из воинов, вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава (т.е. Святослава - Авт.), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу. Тогда и Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ...
_______
*"Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого скифы почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу ..." (Лев Диакон, "История")



Однако, одно или два отступления для росов не было поражением и не ломало их воинского духа. Византийцы были поражены стремлением "скифов" умереть на поле боя.



Они писали о росах: "они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают ... убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть".
По словам Льва Диакона Святослав Игоревич сказал воинам: "Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!"



Герои и битвы
23,9 тыс подписчиков



Подписаться
Телохранитель императора и другие воины Византии, имевшие удар чудовищной силы
3 минуты
19,2 тыс прочтений
8 июня 2020
Византия своим блеском и богатством привлекала к себе весь окружавший ее цивилизованный и дикий мир. Все самое лучшее было здесь, на службу императору приходили лучшие воины различных народов. История и хроники византийских историков Льва Диакона и Иоанна Скилицы приводят нам интересные примеры ударов огромной, нечеловеческой силы, нанесенных византийскими воинами в сражениях в воинами киевского князя Святослава Игоревича в 970-971 гг.



1. Анемас, телохранитель императора



Итак, первый удар принадлежит телохранителю византийского императора Анемасу, которого историки называют сыном эмира Крита. В бою он поразил одного из предводителей росов ( также называемых греками скифами) Икмора "Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, ..., не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, ..., заставил своего коня ... прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан".



Позже в одной из битв у Доростола Анемас пробился к самому князю Святославу : "Разорвав вражеский строй, он нанес ему удар мечом в середину головы, сбросил с коня, но не убил, так как помешали бывшие на нем доспехи. Сам же Анемас был окружен и, подвергаясь со всех сторон нападению многих, погиб, геройски закончив жизнь и возбуждая великое удивление даже среди врагов" (Иоанн Скилица. Хроники)



2. Полководец Варда Склир



Выходец из богатой семьи на востоке Малой Азии. Его интриги при дворе успеха не имели, и он так и не стал императором, но как воин он был более удачлив и нередко вступал в единоборство на поле боя.



В битва при Адрианополе "некий скиф, гордившийся размерами тела и неустрашимостью души, оторвавшись от остальных, ... бросился на самого магистра (Варду Склира - Авт.), который объезжал и воодушевлял строй воинов, и ... ударил его мечом по шлему. Но меч соскользнул, удар оказался безуспешным, а магистр также ударил врага по шлему. Тяжесть руки и закалка железа придали его удару такую силу, что скиф целиком был разрублен на две части. Патрикий Константин, брат магистра, спеша к нему на выручку, пытался нанести удар по голове другого скифа, который хотел прийти на помощь первому и дерзко устремился на Варду; скиф, однако, уклонился в сторону, и Константин промахнувшись обрушил меч на шею коня и отделил голову его от туловища; скиф упал, а соскочил с коня и, ухватив рукою бороду врага, заколол его (Иоанн Скилица. Хроники)



3. Два Феодора



В бою у Доростола один воин по имени Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ... (Лев Диакон. История)



Второй воин стратиг Феодор из Мисфии, когда его конь "был сражен пикой, (он - Авт.) упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности". В этом примере Феодор не наносил тяжелых ударов, но показал огромную физическую силу.



Читайте: Fightmaster: поединки между главами школ боевых искусств в средневековой Европе и их оружие



Читайте: "Бог дал ему бесстрашие": как крестьянин-силач Суета в одиночку сдерживал полк наемников



Пожалуйста, подписывайтесь на канал и ставьте понравилось!
Это очень поможет



Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой.



Другие статьи в литературном дневнике: