***11. Поруганные боги Старого, издолбленного дятлами Перуна, могучий кривич Давило выдернул из земли,как гнилой зуб...Почистили мы образовавшуюся лунку от трухи и гнили -и водрузили в образовавшуюся яму нового идола.Прикопали, притоптали комель. Вознёсся Перун к небесам блистающей главой.Лик его был направлен встреч солнцу и был хорошо виден из теремного дворца великого князя Владимира.Серебряный шелом с заострённым навершием , усы золотые, ниже железом обшит , словно в латы закован. В одной длани - обоюдоострый меч, в другой -щит. И по всей длине -от бороды до пят - изузорен рунами, тайный смысл коих ведом лишь волхвам -кудесникам.А нам были доподлинно известны лишь руны молнии и солоноворота.
-Ладно, дядя, не ругайся!- сказал, продирая глаза Давило, и вооружившись вилами, взялся собирать в кучу растребушённый стожок. Видно было, что кривичу метать стога было не в первой.Подруга его ...помогала ему граблями. А ...всё ещё спал, раскинувшись. Напоминая мне о другом погибшем сыне Святослава-Олеге.Принесли его, вынув изо рва, где он был придавлен свалившимися в яму людьми и лошадьми, завернутым в ковёр - и плакал он встав на колени - и корил Свенельда: А потом мы пили из крынки парное молоко и мужик , подобрев, извинялся... Может и это всё тоже был сон. Как и крутобокая корова с полным выменем из которого вжикали в подойник звонкие струйки, и коршун с коршунятами, и вороны, растаскивающие остатки вчерашней трапезы.По крайней мере, когда поднялось над поляной солнце -мужика с вилами и след простыл, как и призраков Святослава Сфенкела и Икмара. Смысл того сна был туманен. О чём хотел сказать мне призрак? О чём предупредить? Не о том ли, что произошло в день первого жертвоприношения обновлённому божеству? И последующих за тем событиях? И откуда взялся этот мужик с вилами? Да и был ли он?
-Молоденький какой! И зарежут, как ягнёнка! -сокрушается жинка в небесного цвета сарафане. ...Сверкнула молния.Взметнулись дятлы, снимаясь с насеста. Сложив крылья,упал камнем и схватил одного коршун.Кровь брызнула из под когтей. Полетели пух и перья. Череда лет пролетели, как миг.Всё реже вспоминали о том, как вырвался приговорённый к жертвоприношению юнец из рук палачей. Как кинулись они с отцом к своему дому.Как зазъяренная толпа настигла их на крыльце. И жертва всё же была совершена. 11.Руны старой печеры
Перун ведуна из облаце зрит. Ведун, волхвуя, видит –кому какова судьба выпадает. Ведунья в плошку с зельем веремным смотрит да зрит, как витязь в поле по ветру бунчук простёр. Сварожич прыщет стрелы-лучи на пути перепутья, лада сердоболится о своём донюшке, злату косу заплетая текучей как Пинега- река голубою лентою. Идут варяжьи струги по той реке. Быть сече. Так Учил меня сызмальства седовласый волхв. Ведает ведунья обо всём, что свершится да не обронит вещего слова. Бо Олаф Рыжий - давняя зазноба Ингрид по прозвищу Ужиная Королева, а она его сообщница-детей красть. Тот самый Олаф, што умыкнул меня и увёз в дракаре, чтобы стал я рабичем. Высится поветями изба Ингрид у края бочажинного болота.Двум богам она молится. Двум верам жертвы приносит. То увидят её в обличии Валькирии над полем боя-взмахнёт крыльями -и унесёт дух воина под облацы. То в купальскую лунную ночь скинет она платье- и водит хороводы с русалками, возложив на голову корону из кувшинок. Знает Ингрид силу болотных трав, приворотные заговоры ей ведомы. По прозвищу Ужиной Королевы и наша вежа Ужанихой зовется. Это хоть с посохом по суху, хоть по воде босиком – от Пскова – града день да ночь ходьбы. Намедни совершил я полом во Псков –град мимо скита пустынника Филофея, заглядывал в его книги зело ученые. В одном только титульном вензеле запутался, как в прибрежном диколесье, куда, было дело, ходил с маманей да Анютой по ежевику. Дивно и сутемно. Имена Христа и Марии под титлами, как кузня Михайлы под кровлей. В той кузне и сковал Михайло мне меч для сечь.Правда, игрушечный и не мог я им отбиться от Олофа Рыжего, так и уволок он меня, что Змей Горыныч на своём дракаре...Да когда это было. Задолго до того, как купил меня Святослав на Киевском Подоле... ... И случилась Нове городе смута по случаю поругания отеческих богов. В Киеве-то как только спихнули в Дон ободранного и посечённого плетьми Перуна- почитай все покорно вошли в воду и крестились по византийскому обряду. А ведь вчера ещё рыдали и рвали на себе волосы, глядя , как волочит конь бога по Подолу, роняя ему на лицо катыши кала. И это Перун - божество ратной славы росичей! Но всё же покорным гуртов вошли в воды Днепра с детьми малыми на руках, принимая крещение. А кто не крестился-на кол. Пришла весть. В Нове-городе посадские князя изгнали и восстали против епископа, бо поднялись за веру отцов!Призвали новгородцы волхвов вернуться из лесу и востановить Перуна, коего Путята и Добрыня со дружиною а Волхов сбросили, как дело было и в Киеве, где богов отцов наших по Подолу волоком влекли, хлестали розгами и спихнули в Дон.Желали вернуть прежнее да не вышло. Вышел князь навстреч седому , как лунь, волхву. И спрашивает: Спросишь- как я берсёрком, слагателем вис и ведуном стал, как спознался с тайнами вещего слова , заветных порошков и ядовитых отваров, что даруют колдуну способность находиться в провидческом оцепенении между жизнью и смертью, зреть времена , закрытые для обычного ока? А через то, как мальчонкой попал в полон к Олафу Рыжему.Он то мня и привёз продавать на торжище Киевского Подола. А рос я с тех пор, как увезли меня викинги, спалив нашу вежу до тла, во Фьёрде Скалистого Мыса. А вот так и стал я человеком-волком, прицей и волхвом.Да и не совсем человеком ведь, а -оборотнем. Мог хоть в зверя, хоть в птицу, хоть в рыбу обернуться. Потому и ускользал в бою от стрел. Не по своей воле стал я нелюдем, а потому што вошла в меня Перунова сила. Привёли меня витязь Явор да варяг-берсёрк Олаф Рыжий в капище Перуново, где стоял и каменный болван Одина. И посвятили меня в воина на алтаре того капища, политой жертвенной кровью... И ударила в меч молния. И вошла в меня и Перунова сила, и сила бога Одина.
А может, все -это един я? И в теле , и в духе? Сказывала мне матушка ещё до того, как умыкнул меня варяг, старую-старую сказку про разрубленного на куски Ивана-Царевича. Как сложили те куски в бочку, бросили в море-океан.Носило ту бочку по морю 33 года,разбилась она о камни, вынесло куски Иванова тело на песок, так бы их там и съёли крабы, чайки растащили, но прилетели два посланных Марой Тотсветовной ворона, принесли в клювах-один мёртвой воды, другой -живой. Окропил первый ворон те кусочки мёртвой водой, -срослось тело.Окропил второй ворон живой водой-ожил царевич.Отряхнулся, вскочил на ноги, как заново на свет народился. Пошёл по берегу -а навстречу красна девица,золота коса. Только мнится мне всё чаще, что если я тот самый Иван, то не срослось моё прежнее тело, а каждый кусок превратился в отдельного Ивана. И разбрелись те Иваны по свету в разные стороны и в разные времена. А вечным сделали меня отвары пророчицы Ингрид ,что помагала варягам воровать малых деток ...Вечным на все времена -и в будущее, и в прошлое. И это мне носили те же два ворона еду в пустыню, когда был я пророком Илией и ещё не знал, что вознесусь на небо в колеснице, а только шёл в Сурепту, чтобы совершить там кудеса. Чтобы у вдовы не кончалась мука и масло в кувшинах и ожил её умерший мальчик, как ожил я , когда отпаивала меня Ингрид от жестокой простуды... 12. Сеча. Доростол... 13.Фреска. 14. Вечный Основные события 60-х годов 10 века 964 — Поход к племени вятичей 965 — Поход против Хазарского Каганата, захват крепости Саркел 966 — Поход на вятичей и наложение на них дани. 967-968 — Первый дунайский поход Святослава в Болгарию — покорение 80 городов, в качестве ставки князя назначен город Переяславец 968 — Осада Киева Печенегами: Святослав возвращается в Киев для защиты столицы 968-969 — Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов, союзников Хазар. Разгром Итиля, столицы Хазарского каганата, разгром города Сермендер. Поход на ясов и касогов. 969 — Князь Святослав перед возвращением в Болгарию назначает своих сыновей управлять разными княжествами, а своей резиденцией назначает Переяславец. 969-970 — Возвращение Святослава в Болгарию: повторный штурм городов, при поддержке византийцев поднявших мятеж в отсутствии князя. Основные события 70-х годов 10 века 971 конец июля/август — Подписание мирного договора между Русью и Византией. 972 весна — Смерть Святослава Игоревича на днепровских порогах от рук печенегов Византийская армия, Скутаты, Катафрактарии этой битве, по информации греков, погиб один из ближайших сподвижников Святослава – воевода Икмор. Он даже среди русских скифов выделялся гигантским ростом и срубил много ромеев. Его убил один из телохранителей басилевса Анемас. Гибель одного из больших воевод, да ещё и в День Перуна (русский громовержец, покровитель воинов, смутила русов. Рать отступила за стены города. © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024. © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024. тыс подписчиков Подписаться Византийский историк Лев Диакон оставил подробные описания битв и геройских подвигов ее участников (естественно в основном византийцев). В этой статье мы обратимся к описанию росов-скифов на поле боя 1. Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые ... Битва у Преславы. При виде наступления византийской армии, воины Святослава "поспешно схватились за оружие, покрыли плечи щитами (щиты у них прочны и для большей безопасности достигают ног), выстроились в грозный боевой порядок, выступили на ровное поле перед городом и, рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев ... однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх. Тогда государь приказывает "бессмертным" (гвардия императора полностью закованные в доспехи конные воины - Авт.) стремительно напасть на левое крыло скифов; "бессмертные", выставив вперед копья и сильно пришпорив коней, бросились на врагов. Скифы всегда сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле. Поэтому они не выдержали натиска ромейских копий ... " (Лев Диакон, История) Битва у Доростола. "Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом ... оба войска сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство. Много воинов пало с обеих сторон, бой шел с переменным успехом ... Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор ... Они устремились с необыкновенной силой ... Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены" (Лев Диакон, История) Можно увидеть, что на византийцев в первую очередь произвели впечатление длинные щиты росов и умение с их помощью построить свои боевые порядки в виде непроницаемой стены и конечно же "зверские" крики и "одержимость" в сражении :))) 2. Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста ... Византийцы также отметили, что росы-скифы были неустойчивы в бою если теряли своего предводителя (приведем два примера), но при этом предпочитали гибель в бою сдаче в плен и позору проигравших: Гибель Сфенкела (тут можно заметить, что среди воинов Святослава многие носили скандинавские имена, но какой процент этих воинов был в его войске неизвестно): "На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами. Вышли из лагеря и ромеи, также надежно прикрытые доспехами. Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один из воинов, вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава (т.е. Святослава - Авт.), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу. Тогда и Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ... Однако, одно или два отступления для росов не было поражением и не ломало их воинского духа. Византийцы были поражены стремлением "скифов" умереть на поле боя. Они писали о росах: "они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают ... убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть". Герои и битвы Подписаться 1. Анемас, телохранитель императора Итак, первый удар принадлежит телохранителю византийского императора Анемасу, которого историки называют сыном эмира Крита. В бою он поразил одного из предводителей росов ( также называемых греками скифами) Икмора "Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, ..., не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, ..., заставил своего коня ... прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан". Позже в одной из битв у Доростола Анемас пробился к самому князю Святославу : "Разорвав вражеский строй, он нанес ему удар мечом в середину головы, сбросил с коня, но не убил, так как помешали бывшие на нем доспехи. Сам же Анемас был окружен и, подвергаясь со всех сторон нападению многих, погиб, геройски закончив жизнь и возбуждая великое удивление даже среди врагов" (Иоанн Скилица. Хроники) 2. Полководец Варда Склир Выходец из богатой семьи на востоке Малой Азии. Его интриги при дворе успеха не имели, и он так и не стал императором, но как воин он был более удачлив и нередко вступал в единоборство на поле боя. В битва при Адрианополе "некий скиф, гордившийся размерами тела и неустрашимостью души, оторвавшись от остальных, ... бросился на самого магистра (Варду Склира - Авт.), который объезжал и воодушевлял строй воинов, и ... ударил его мечом по шлему. Но меч соскользнул, удар оказался безуспешным, а магистр также ударил врага по шлему. Тяжесть руки и закалка железа придали его удару такую силу, что скиф целиком был разрублен на две части. Патрикий Константин, брат магистра, спеша к нему на выручку, пытался нанести удар по голове другого скифа, который хотел прийти на помощь первому и дерзко устремился на Варду; скиф, однако, уклонился в сторону, и Константин промахнувшись обрушил меч на шею коня и отделил голову его от туловища; скиф упал, а соскочил с коня и, ухватив рукою бороду врага, заколол его (Иоанн Скилица. Хроники) 3. Два Феодора В бою у Доростола один воин по имени Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ... (Лев Диакон. История) Второй воин стратиг Феодор из Мисфии, когда его конь "был сражен пикой, (он - Авт.) упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности". В этом примере Феодор не наносил тяжелых ударов, но показал огромную физическую силу. Читайте: Fightmaster: поединки между главами школ боевых искусств в средневековой Европе и их оружие Читайте: "Бог дал ему бесстрашие": как крестьянин-силач Суета в одиночку сдерживал полк наемников Пожалуйста, подписывайтесь на канал и ставьте понравилось! Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|