Секс в СССР возник после Сталина

Сергей Шрамко: литературный дневник

В книжных магазинах недавно появилась книга доктора исторических наук Наталии Лебиной "Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР – оттепель", вышедшая в издательстве "НЛО".
Эпоха 1950–1960-х ныне вызывает ассоциации с Никитой Хрущевым, чьи мужиковатая внешность и манеры, впрочем, как и облик его жены, "первой леди" государства Нины Хрущевой, не отличались особым изяществом. Но автор книги Наталия Лебина убеждена, что внешность самой власти не помешала советским людям раскрепоститься внутренне.
– Это книга об Оттепели, - заявила она на презентации книги корреспонденту радио «Свобода».
Мужчина и женщина, их тело, культура – всего лишь полигон для исследования важнейших проблем оттепели.
Самое интересное тут – это сочетание вечного, каковым является гендер, и преходящего – различных форм власти.
Оттепель – это такая эпоха, границы которой хорошо бы уточнить во всех смыслах, и я попыталась это сделать на материале взаимоотношений мужчины и женщины, в контексте таких аспектов, как телесность, брачные и добрачные отношения, контрацепция, деторождение.
А еще я остановилась на моде, потому что мода – это всегда один из способов выражения полового символизма, через моду можно представить эпоху.
Любопытно, что нам всегда представляется, что пик оттепели – это ХХ съезд, разоблачение культа личности, что после этого люди вдруг стали так демократично жить, "оттаивать".
Но на самом деле все началось с 1953 года, когда власть приняла много решений для того, чтобы сексуальная, интимная и семейная жизнь советских людей стала гораздо более демократичной, чем она была в эпоху сталинизма.
Известно, что до 1950 года аборты были запрещены, и несколько поколений женщин себя изуродовало подпольными абортами.
И отмена запрета – это судьбоносное решение, потому что запрет, введенный в 1936 году, – это на самом деле форма притеснения.
Когда запрет был отменен, женщина смогла самостоятельно решать вопрос о своем потомстве.
Мы не говорим сейчас об этической стороне вопроса, но свобода должна была быть предоставлена.
– Наверное, это не единственное достижение того времени?
– Конечно, в 1954 году было ликвидировано раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Это тоже важный момент.
А еще раньше, в 1953-м, были вновь разрешены браки с иностранцами.
Я считаю, что все это – судьбоносные решения.
Понятно, что совместное обучение тоже имеет свои отрицательные стороны, но все-таки когда мужская школа – это что-то вроде бурсы, я женская – что-то вроде якобы института благородных девиц, это странно.
Те, кто учился в мужских школах, с сомнением говорят о своем опыте.
– Женщины тоже вспоминают, что в их девичьем царстве царили скука и сплетни. Между прочим, у вашей книги были предшественники, например, знаменитая выставка советского белья.
– Да, я знаю о ней.
Но мне было интереснее посмотреть, как в хрущевские годы демократизировалась так называемая высокая мода.
Она была создана еще при Сталине: в 1934–35 годах появились серьезные дома моды, но они были сугубо для элиты.
А вот в хрущевские годы они настолько демократизировались, что ими стали пользоваться рядовые женщины.
Появился не только новый тип манекенщиц, появились и мужчины-манекенщики. Одним из таких оттепельных манекенщиков был очень известный артист московского Театра оперетты Герард Васильев. Он подрабатывал манекенщиком в ленинградском Доме моделей.
Появились такие стильные, раскованные молодые манекенщицы – почти западные женщины.
– Откуда же они могли набраться этой раскованности в Советском Союзе?
– Я думаю, общая атмосфера дает человеку возможность раскрепоститься. Когда человек попадает в хорошую обстановку, свобода вырастает из его природы.
– Из ваших слов можно сделать вывод, что все стало так хорошо, все вдруг так расковались. Но вот в моих семейных преданиях существует рассказ о том, как мою маму, надевшую брюки, быстренько забрали в милицию.
– Конечно, такие ситуации бывали, но самое любопытное, что все это – только предания, ни одного документа тех лет, где было бы написано: "в брюках не пускать", не существует.
Да, в этих вопросах было сильное сопротивление снизу тех, кого мы называем наследниками Сталина. Они противились и модным прическам – "бабеттам" и "колдуньям", но это все в основном инициатива на местах – тех, кто не перестроился, не услышал призывов власти о том, что теперь можно, теперь разрешено!
Воспоминания всегда надо перепроверять по официальным источникам – и вот там ничего такого не прослеживается.
Такое бывало в самом начале оттепели, в 1954-55 годах, потом исчезло, потом опять возникло в каких-то других формах. Власть попыталась что-то дать людям, а вот насколько это получилось – это уже другой вопрос.
Еще надо сказать о поколении шестидесятников и их рефлексии в области сексуальной жизни и в других сферах.
Есть такое стихотворение у Евтушенко: "Ты спрашивала шепотом: "А что потом? А что потом?" Постель была расстелена, и ты была растеряна".
Но это больше рефлексия старшего поколения шестидесятников – тем, кто уже выросли, когда были разрешены аборты, когда появилась контрацепция, было гораздо легче.
Это книга о поколениях, о том, что же было раньше: инициатива власти или инициатива людей.
Возможно, книга разрушает иллюзии о том, что власть никогда ничего не делала – это не так.
– То есть вы хотите сказать, что власть опомнилась раньше и что люди не смогли взять все то, что она им предложила?
– Именно так. Они были так зашорены, вымуштрованы предыдущей эпохой, что даже не понимали, что теперь уже многое можно.
– Какими были последствия этих послаблений?
– Резкое сокращение числа криминальных абортов, затем прекращение публикаций в газетах объявлений о разводах.
Ведь до 1965 года надо было обязательно публиковать: такой-то разводится с такой-то.
Но того, что власть предлагала, было мало: люди постоянно хотели материального подтверждения этой свободы.
Поэтому новая инициатива о строительстве "хрущевок" была воспринята очень хорошо.
Это в самом деле важно.
Есть такая питерская поэтесса Эрлена Лурье, она опубликовала переписку со своим возлюбленным в 50-е годы: какое счастье, что строят так много "хрущевок", и как ей хочется хоть маленькую, но свою квартирку, где можно многое реализовать – в первую очередь, альянс мужчины и женщины.
Появилась новая, гораздо более свободная танцевальная культура, появились фильмы, спектакли, книги, где можно было озвучить какие-то вопросы сексуальности.
Вот, например, фильм "А если это любовь?" с Дорониной и Яковлевым – это же фильм о свободе любви.
Вывод моей книги: во время оттепели был создан новый тип отношений мужчины и женщины, который не соответствовал чаяниям власти.
Ведь власть дала людям свободу, а потом повернула ее в рамки коммунизма, и вот тут-то получились ножницы.
Позже люди стали смелее развивать инициативы власти. http://www.svoboda.org/content/article/26580252.html



Другие статьи в литературном дневнике: