Шотландяку на гиляку?

Сергей Шрамко: литературный дневник

18 сентября Шотландия выбирала, быть или не быть ей независимой.


Исторический выбор, за которым следили тысячи глаз со всех концов мира.
Прежде всего, конечно, сами шотландцы и англичане.
Но кроме них, съехались сюда посланцы Каталонии, Квебека, Валлонии, Сардинии, Южного Тироля, Баварии, других уголков Европы, для которых важен был не исход референдума, а сам факт его проведения.


Ведь не может справедливость будущего у национального меньшинства в государстве, - если уж мы говорим о демократии, - зависеть от того, хочет этого политическая элита нации, давшей имя стране, или нет.


Почему одних называют сепаратистами и террористами, шлют против них армии и танки, травят и преследуют, а другие - вправе выбрать свою судьбу, придя на избирательные участки и опустить в урну свой бюллетень?


Ведь никто не кричал на Майдане в Лондоне: «Шотландяку на гиляку!»?
Никто не приравнивал горцев, голосующих за свою политическую и экономическую независимость, к преступникам. Их не пытали, не сажали в тюрьмы, не убивали, как бешеных собак, а дали простое право проголосовать.
Как заметил златоуст наш Либерал Вольфович: "И вот что интересно – Шотландия спокойно проводит референдум, вся Великобритания на ушах, но никаких угроз Эдинбургу или Глазго нет".


Разумеется, Дэвид Камерон и вся политическая рать Великобритании, пережив шок от осознания реальной возможности выхода Шотландии из Соединенного королевства, сумели мобилизоваться и сделали все, чтобы предотвратить его.
Они запугивали северян ужасами свободы, сулили им все, что угодно, а телеканалы и газеты неустанно повторяли: «Голосуешь за независимость – помогаешь Путину».


Да, сам плебисцит организовали так, что подделать его итоги можно элементарно. Удостоверений личности не проверяли, не было никаких списков, голосовали по предварительным заявкам участников. Бланки не имели степеней защиты, а заполняли их карандашом, так что стереть в одной графе галочку и поставить ее в другой - не составляло труда. В итоге около 55% избирателей проголосовали за ее сохранение в составе Королевства. Фактически, судьба Шотландии была определена голосами, присланными по почте, в основном - гражданами, живущими за рубежом.


Да, сразу после окончания референдума о независимости Шотландии ее премьер-министр Алекс Салмонд в интервью телеканалу Sky News обвинил Лондон в обмане голосовавших за единство Шотландии и Великобритании..


Как сказал он, люди, голосовавшие против свободы Шотландии, «злы и разочарованы» тем, что лидеры главных партий Великобритании (премьер-министр Дэвид Кэмерон от Консервативной партии; Ник Клегг от Либерально-демократической партии; Эд Милибэнд от Лейбористской партии) отказались от обещаний расширить права региона.


Ещё недавно премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уверял, что власти страны слышат тех, кто отдал голоса за независимость Шотландии. Однако они могут поспорить с политиком.


Как оказалось, обещания передать Шотландии больше полномочий, сделанные Вестминстером в последний момент, могут быть исполнены с оговорками. Первоначально планировалось, что Эдинбург получит новые налоговые полномочия, но взамен будут ограничены полномочия представителей Шотландии в парламенте Великобритании.


Сразу после того, как стало известно, что распада союза не будет, Дэвид Кэмерон поспешил заверить шотландцев, что Вестминстер выполнит свои обещания. Но именно в этой речи он впервые заговорил о расширении полномочий не только Шотландии, но и других частей Великобритании. Это вызвало бурные споры по поводу всей системы государственного управления Великобритании.


Что касается вопросов, затрагивающих саму Англию, Дэвид Кэмерон выступает за то, чтобы их решали только английские члены парламента. Премьер считает, что эта позиция принесёт ему дополнительные голоса на следующих всеобщих выборах.


«Англичане наблюдали за проведением шотландского референдума. Шотландские политики, которые выступали за то, чтобы остаться в составе Великобритании, поддерживали только то, что выгодно Шотландии. Казалось, их совсем не заботили интересы остальных. Им не было дела до того, что остаться в союзе, возможно, было бы лучше для нас всех. И это оказало большое влияние на общественное мнение англичан. Сейчас они чувствуют себя обманутыми и ждут каких-либо действий в пользу Англии, чем и продиктован шаг Дэвида Кэмерона. Вероятно, это остановит распад Великобритании», - полагает адвокат и председатель партии «Английские демократы» Робин Тилбрук.


В то время, как депутаты парламента спорят о том, кому сколько полномочий предоставить, недовольство среди шотландского населения снова растёт.


Сейчас в Шотландии уже идет сбор подписей за проверку правильности подсчета голосов плебисцита и, видимо, новый референдум не за горами.


«Петицию, которую я представляю сегодня Палате общин, подписали 120 тысяч шотландцев – как сторонников независимости, так и её противников. Это означает, что народ хочет, чтобы все три партии сдержали обещания, данные во вторник перед голосованием», - заявил Гордон Браун, премьер-министр Великобритании в 2007-2010 годах.


«Обещания лидеров трёх партий перед референдумом, а также сроки претворения их в жизнь, которые одобрили эти достопочтенные господа, были направлены на укрепление положения Шотландии в составе Соединённого Королевства. Именно за это голосовал народ Шотландии; именно это он и должен получить», - полагает Алистер Кармайкл.


С того дня, как шотландцы проголосовали против отделения от Великобритании в обмен на дополнительные полномочия, прошел квартал.


Но каким образом будет происходить разделение власти, пока не ясно. Ни о какой федерализации Соединенного королевства по-прежнему нет речи. Те, кто голосовал против самостоятельности, чувствуют, что они оказались в дураках.


Комиссия лорда Смита, которая занимается определением новых полномочий Шотландии, на днях опубликовала свой пакет предложений. В их число вошло предоставление ее правительству права контролировать подоходный налог. Но Шотландская национальная партия разочарована, сообщив, что обещания по передаче стране новых полномочий фактически не были выполнены.


Новый лидер партии Никола Стерджен назвала этот пакет сохранением полномочий Вестминстера. Она заявила: «70% наших налогов по-прежнему будет устанавливать Лондон, 85% сферы национальной безопасности - контролировать Вестминстер. Парламент Шотландии сможет контролировать лишь менее 50% бюджета».


На улицах Эдинбурга явно чувствуется недовольство.


«Комиссия лорда Смита предоставила нам гораздо меньше, чем обещали, меньше, чтобы что-то изменить в Шотландии. Поэтому мы будем продолжать настаивать на своём», - считают шотландцы.


По итогам опроса газеты Times, большинство шотландцев сейчас бы голосовало за отделение от Англии .


Последние недели идут оживлённые споры об автономии, проходят митинги в поддержку независимости, в которых участвуют тысячи людей.


«Нам предлагают гораздо меньше полномочий в распоряжении налогами, чем было обещано. Всего 15% на соцобеспечение. Конечно же, этого недостаточно. Зато на установку собственных дорожных знаков нам предлагают 100%. Но мне нужен всего один знак – «Добро пожаловать в независимую Шотландию», - говорит активист движения за независимость The League of very Sovereign Scots Мэт Изатт.


Референдум о независимости был уникальным, но бездарно сожженным шансом. Многие теперь думают, что вслед за непредставлением обещанных полномочий может последовать отделение Шотландии.


Если бы голосование об отделении региона от Великобритании прошло сейчас, создание отдельного государства поддержало бы большинство жителей Шотландии. Об этом, пишет The Guardian, говорят итоги опроса, проведённого исследовательской британской компанией YouGov для The Times.


По ее данным, отделение Шотландии сейчас поддерживают 52% жителей региона. Кроме того, в ходе опроса YouGov для STV выяснилось, что около 2/3 шотландцев надеются на следующий референдум в течение ближайших лет.


Решила требовать референдума о независимости от Великобритании и партия Уэльса - националистского движения валлийцев.
Об этом заявила ее председатель Линн Вуд.
"То, что нужно Уэльсу, - это гражданское движение и революция в демократическом обществе. Все то, что мы видели в Шотландии", - цитирует ее слова Газета.Ru.


А главное в том, что теперь в устав Евросоюза и международное право надо вносить принципиальные изменения, закрепляя новое правило демократии: лишь народ вправе решать,в каком государстве ему жить.


Сепаратисты ряда регионов Испании, Германии, Италии, Индии, Австралии, Франции и других государств объявили: "Самоопределение реально, лавина уже пошла".
Властям этих стран теперь придется заняться перераспределением полномочий в пользу бунтующих регионов, иначе их стремление получить или воссоздать государственность грозит выйти из-под контроля.


Квинсленд и Корсика, Закарпатская Русь и Венеция, Страна басков и Донбасс, Северная Ирландия и Гренландия, Приднестровье и Техас – все они смогут, если пожелают, выйти из государства, оскорбляющего их право быть собой, забрав с собой свою землю.


И это - главный итог народного волеизъявления в Шотландии.


Неслучайно так засуетились сейчас киевские временщики. Добиваясь усиления санкционного давления на РФ, Киев доказывает ничтожность итогов референдума, на основании которого Крым присоединился к России.


Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился с трибуны Генассамблеи ООН к к странам Запада с призывом расширять санкции против России до восстановления Киевом контроля над всей территорией страны, от Донбасса до Крыма.


Он напомнил, что Киев когда-то отказался от ядерного оружия в обмен на гарантии территориальной целостности, безопасности и независимости. По словам Яценюка, президент России поставил перед собой цель воссоздать СССР, что, по его мнению, представляет угрозу международному сообществу.


А глава «незалежной» Петр Порошенко, выступая в Конгрессе США, заявил, что власти Киева никогда не смирятся с потерей Крыма, признав, что «о военном решении сейчас речь не идет».


Напомним, что весной в ходе плебисцита большинство жителей Крыма (96,7% «за» при явке 82,71%) не признали легитимность февральского госпереворота на Украине и проголосовали за вхождение в состав РФ.


Как заявил врио главы Крыма Сергей Аксенов, в случае признания итогов референдума в Шотландии, ЕС будет обязан автоматически признать итоги референдума в Крыму.
«Мне интересно, как будут вести себя власти европейских стран в сравнении с нами. Они тоже санкции объявят Шотландии, будут расстреливать или танками наступать?», задал резонный вопрос крымский политик, комментируя проведение плебисцита в этой стране. http://svpressa.ru/politic/article/99137


А России надо хорошенько все намотать на собственный ус.


Поменьше великорусского шапкозакидательства.


Побольше уважения и терпимости в отношении других живущих в стране народов.


Сегодня и всегда - национальный принцип должен отодвигаться в сторону, не путаясь под ногами у патриотизма государственного.


Общая наша страна важнее различия всех языков и богов.



Другие статьи в литературном дневнике: