Кому платить за яичницу?На ежегодной встрече G-20 было не менее десятка основных тем, которые обсуждались на заседаниях форума и в кулуарах, на двухсторонних или групповых встречах. Вот список этих тем: 1. Борьба с терроризмом. 2. Мировая экономика (проблема замедления темпов экономического роста). 3. Реформа Международного валютного фонда. 4. Меры по противодействию размыванию налоговой базы и уклонению от уплаты налогов. 5. Миграционный кризис. 6. Глобальные изменения климата. 7. Проблемы, порождаемые созданием Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств. 8. Проблемы строительства «Турецкого потока». 9. Долг Украины перед Россией. 10. Российско-японские отношения (перспективы подписания мирного договора между двумя странами по итогам Второй мировой войны). Некоторые оценивают саммиты G-20 довольно резко, называя их «говорильнями» или «тусовками». Действительно, что могут конкретного предложить участники саммита по части предотвращения падающих темпов роста мировой экономики? Или по части изменений мирового климата? Пожалуй, в основной повестке дня саммита был лишь один вопрос, который был предельно конкретным, подготовленным и мог быть решен в 24 часа. Речь идет о реформе Международного валютного фонда (Фонд). Тема реформирования МВФ стояла в повестке дня и предыдущих саммитов «двадцатки». Но, как говорится, воз и ныне там. Реформирования не происходит. В принципе подобные вопросы и не должны выноситься на повестку дня саммитов G-20. Это текущий рабочий вопрос, который должен решаться на таких уровнях, как совет директоров МВФ или, в крайнем случае, на ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка. И на совете директоров МВФ вопрос был решен еще пять лет назад. Там в конце 2010 года приняли решение о реформировании МВФ (14-я корректировка квот МВФ). Обычная рутина: каждые пять лет Фонд проводит корректировку квот (долей) стран-участниц в капитале и голосах этой международной финансовой организации. Корректировка 2010 года имела еще одну особенность: предусматривалось, что одновременно с пересмотром квот будет увеличен капитал Фонда в два раза. То есть страны-участницы брали на себя обязательства сделать дополнительные взносы в капитал, величина которых будет привязана к новому значению квоты. Большинство стран уже давно ратифицировали решение Фонда 2010 года, как того требует Устав МВФ. Большинство, но не все. Ратификацию не провели Соединенные Штаты – главный акционер Фонда. Вашингтон всегда воспринимал МВФ как дочернюю структуру американского казначейства. Хотя доля США в капитале и голосах Фонда со времен Бреттон-Вудской конференции постоянно понижалась, но и на сегодняшний день она составляет более 17%. Этого вполне достаточно для того, чтобы накладывать вето на любые решения совета директоров МВФ (блокирующий пакет составляет 15%). Россия сегодня начала активно блокироваться в МВФ с другими странами, в первую очередь со странами БРИКС. Вашингтон прекрасно понимает, что если бы были введены в действие 14-е корректировки квот МВФ, то мир сегодня выглядел бы несколько иначе. Не так, как ему хотелось бы. Например, скорее всего, в марте 2015 года не было бы положительного решения совета директоров МВФ по кредиту Украине на сумму 17,5 млрд. долл. Также не было бы спектакля под названием «срочная переделка правил МВФ» (Вашингтон инициировал ее в связи с возможным дефолтом Киева по долгу перед Россией на 3 млрд. долл.). И т.д. и т.п. …Возмущению большинства участников саммита G-20 по поводу американской позиции в вопросе реформирования МВФ не было предела. Знаменательно ее заявление во время встречи с Путиным: «С точки зрения вероятности претворения в жизнь этой реформы, скорее всего, это произойдет в следующие два месяца, если нет, вопрос займет еще несколько лет». Очень интересное замечание. Ситуация запутывается дополнительно тем, что к началу подготовки 15-х корректировок страны-члены МВФ должны были разработать и подготовить новую формулу расчета квот. Некоторые страны полагают, что решение 2010 года оказалось слишком сложным для США. Его, мол, надо разделить на две части, чтобы дяде Сэму было легче их проглотить. Я уже писал о том, что Вашингтон затеял возню вокруг долга Украины перед Россией в размере 3 млрд. долл., который Киев должен заплатить Москве в конце текущего года. Вашингтон, с одной стороны, требует от Киева не погашать долг; с другой стороны, требует от МВФ не признавать этот неплатеж дефолтом и продолжать финансировать Украину в рамках соглашения, подписанного в марте сего года. Своим диктатом Вашингтон всех поставил на уши. Я тогда писал, что трехмиллиардный долг может стать «козырной картой» Москвы. Наверное, после этих слов многие участники саммита сделали глубокий вздох облегчения. Возвращаясь к словам Лагард насчет того, что реформа МВФ может произойти или в течение двух месяцев, или в течение нескольких лет, хочу заметить, что второй вариант очень сомнителен. Валентин Катасонов, профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова fondsk.ru © Copyright: Сергей Шрамко, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|